наталья шумилова
Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационная карта проекта.
Полное название проекта : «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр».
Автор проекта : воспитатель: Шумилова Наталья Владимировна
Продолжительность проекта : 1 год – долгосрочный
Вид проекта : познавательный, игровой, практико-ориентировочный
Участники проекта : дети второй младшей группы
Возраст детей : 3-4 года
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Проблема: У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
Актуальность темы: Развитие сенсорного развития у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития. Особенно важно уделять внимание сенсорному развитию в раннем дошкольном возрасте. Значение сенсорного развития в этом возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома и в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых зависит успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Следует так же сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений, но и корректировать их и направлять в более правильное русло.
Итак, актуальна эта тема потому что: успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов; дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей; дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Сенсорное воспитание влияет :
1. умственное развитие,
2. эмоциональное развитие,
3. развитие самостоятельности,
4. развитие отношения к окружающему.
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Цель проекта :
- Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр.
Задачи:
- Формирование сенсорных представлений о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, развитии зрительной реакции на предметы окружающего мира, умение замечать их форму и цвет).
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
- Развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной деятельности.
- Развитие цветоразличения, восприятия формы, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
- Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических фигур (шар, куб).
- Воспитывать бережное отношение к играм и игрушкам.
Для педагогов:
- Повышение собственных знаний по теме проекта.
- Определение содержания работы по развитию сенсорных навыков детей 3-4 лет.
- Осуществление сенсорного развития детей посредством дидактических игр.
- Создание предметно-развивающей среды, дополнив ее дидактическими играми по сенсорному развитию.
- Знакомство родителей с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей 3-4 летнего возраста.
Для родителей:
- Познакомиться с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей 3-4 летнего возраста.
- По рекомендации педагога помогать в изготовлении своими руками игр для развития сенсорных способностей своих детей.
Методы и приемы проекта :
- организационные
- мотивирующие
- словесные
- игровые
- наглядные.
Принципы реализации проекта :
- принцип наглядности
- принцип доступности
- принцип систематичности и последовательности
Форма итогового мероприятия проекта :
- открытое занятие по проекту, передача опыта педагогам по развитию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Для педагогов:
- совместная и самостоятельная деятельность детей.
- картотека дидактических игр по развитию сенсорных способностей.
- самодельные дидактические игры.
- обмен опытом с педагогами сада по теме проекта.
Для родителей:
- фотовыставка «Развиваемся, играя».
- методические рекомендации.
- консультации.
- родительское собрание.
- выставка дидактических игр, созданных своими руками.
Ожидаемые результаты проекта :
С детьми:
- формирование познавательно-речевой активности детей младшего возраста.
- знакомство детей с эталонами цвета, формы, величины.
- умение детей играть в дидактические игры.
С родителями:
- формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка младшего возраста.
- создание ими дома условий для игр по сенсорному развитию ребенка и умение подбирать их.
- дальнейшая заинтересованность родителей в развитии своих детей.
2. Краткое содержание проекта.
1 этап – Подготовительный.
- знакомство с темой проекта
- изучение литературы по данной теме
- выявление проблемы, цели, задачи
- составление перспективного плана работы
- разработка консультаций, тематического пособия для родителей
- создание условий для эффективного использования игр
- подбор дидактического материала и игр
- создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию
- беседа с родителями о предстоящем проекте
- анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
2 этап – Основной (творческий).
- родительское собрание по теме проекта
- открытое занятие для родителей по сенсорному развитию детей «Волшебная полянка»
- мастер-класс для родителей «Сенсорные игры с детьми»
- изготовление дидактических игр по сенсорному развитию :
1). «Веселые паровозики»
а) развивать мелкую моторику рук;
б) умение классифицировать предметы по цветам.
2). «Пуговки-дорожки»
а) закреплять знание цвета;
б) формировать логическое мышление.
3). «Веселые прищепки»
а) развивать мелкую моторику рук;
б) закреплять знание цвета;
в) развивать мышление, логику, внимание.
4). «Накорми котят»
а) закреплять знание цвета;
б) формировать знание о величине и форме;
в) развивать мелкую моторику рук.
5). «Матрешки-дорожки»
а) учить детей запоминать геометрические фигуры;
б) обучать группировке предметов по цвету;
в) учить соотносить предметы по форме методом наложения;
г) развивать мелкую моторику рук.
6). «Бусы у Маруси»
а) закреплять знание цвета;
б) развивать мелкую моторику рук;
в) развивать мышление, воображение.
7). «Резиночки»
а) развивать мелкую моторику рук;
б) закреплять знание цвета, геометрических фигур, величины;
в) развивать логику, мышление.
8). «Заплатки»
а) закреплять знание величины, формы, цвета;
б) развивать мелкую моторику рук;
в) развивать логику, мышление, воображение.
- организация и проведение различных форм деятельности, направленных на развитие сенсорных способностей
- организация различных форм работы с родителями (консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы)
- знакомство детей с дидактическим материалом и играми
- формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру
3 этап – Заключительный.
- фотовыставка «Развиваемся, играя»
- организация выставки дидактических игр, созданных своими руками
- выступление с темой проекта и обмен опытом с другими педагогами сада.
3. План мероприятий по проекту :
1. Беседа с родителями.
- формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка младшего возраста.
2. Консультация для родителей.
- памятка для родителей в виде папки передвижки о способах развития мелкой моторики рук и ознакомления с эталонами сенсорного развития.
3. Анкетирование родителей.
- выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.
4. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей».
Цели: - повысить педагогическую грамотность родителей о важности развития мелкой моторики и сенсорного развития детей данного возраста.
- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь к сотрудничеству.
Задачи: - актуализировать знания родителей о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития детей.
- сформировать у родителей представление о роли развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей.
- познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и сенсорного развития.
5. Открытое занятие по сенсорному развитию детей для родителей «Волшебная полянка».
Цель: - совершенствовать ориентировку в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентировочные действия.
6. НОД: занятие по сенсорному развитию «На помощь зайке».
Задачи: - закрепить знания основных цветов, геометрических фигур;
- формировать умение использовать строительный материал;
- развивать умение слушать воспитателя и выполнять его задания;
- развивать у детей восприятие и воображение.
7. НОД: занятие по сенсорному развитию «Путешествие в волшебный лес».
Задачи: - учить детей выполнять простейшие действия с предметами;
- обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек;
- закрепить понятия геометрических фигур.
8. НОД: занятие по сенсорному развитию «В гости к Мишутке».
Задачи: - формировать у детей отношение к цвету, как к характерному признаку определенных предметов;
- учить классифицировать предметы по цвету;
- развивать речь детей;
- развивать мелкую моторику рук.
9. Проведение родительского собрания по теме проекта.
Цель: повышение знаний родителей по теме проекта.
10. Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию своими руками.
Цель: пополнение учебного пособия по сенсорному развитию.
11. Аппликация «Домик из геометрических фигур».
Задачи: - повторение геометрических фигур, цветов;
- развитие мелкой моторики рук.
12. Рисование в нетрадиционной технике «Солнышко».
Задачи: - знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (рисование ладошками);
- развитие мелкой моторики рук.
13. Организация выставки «Развиваемся, играя».
Цель: показать родителям развитие детей в игре, применение дидактических игр по сенсорному развитию своими руками.
14. Проведение итогового занятия по ФЭМП.
Задачи: - закрепить понятие «один- много»;
- закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте;
- закрепить умение сравнивать две группы предметов на основе из сопоставления, два предмета путем наложения и приложения;
- развивать логическое мышление, память, речь, внимание.
Итог.
Выбор темы оказался не случайным. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к дидактическим играм. Родители так же расширили свои знания по сенсорному воспитанию детей.
Мастер- класс для педагогов:изготовление игры "Заплатки"
Открытое занятие по сенсорному развитию детей для родителей «Волшебная полянка».
"Мы играем"