Есауленко Марина Васильевна
Проект «Семья — это важно» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с детьми средней группы
«Семья – это важно»
«Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!».
Диля Еникеева
Актуальность.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, появилась идея создать проект «Семья – это важно», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому, расширит его представления о мире, разовьет фантазию и научит общаться с людьми.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй.
Цель проекта: воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать качество взаимодействия детского сада, детей и родителей воспитанников. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
Развивающие: Развивать коммуникативные навыки детей. Творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Воспитывать патриотические чувства ребенка.
Предполагаемый результат:
В совместной работе у детей будут развиваться коммуникативные, познавательные способности. Будут разучены и освоены новые сюжетно- ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения.
Детьми будут получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека.
Совместная творческая деятельность способствует укреплению детско - родительских отношений.
Активизирование словарного запаса детей по теме проекта.
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОО; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование (педагогическая диагностика представлений о семейных ценностях деятельности (У. Урунтаевой).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Тип проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный (2 месяца обучения –декабрь-январь).
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
Реализация проекта включала три этапа: организационный, основной и аналитический.
1. Организационный этап.
Первый, организационный этап, подразумевал создание условий, способствующих внедрению проекта в практическую деятельность. Нами были сформулирована цель, задачи проекта, а также проектирование конечных результатов, отбор содержания программ дошкольного образования, проведение работы с педагогами по формированию у них профессиональной компетентности по формирование представлений о семье у дошкольников.
Цель организационного этапа: ознакомление дошкольников к семейным ценностям; создание условий для системного, целостного освоения детьми мира социальных (в частности, семейных) отношений.
Задачи этапа:
1. Узнать, чем в жизни занимаются члены моей семьи.
2. Понять свою роль в семье.
3. Определить традиции своей семьи
Ожидаемый результат:
Дети будут знать:
- имена, отчества мамы, папы, дедушек, бабушек
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек
- смогут полностью назвать свое имя и отчество
2. Основной этап
Цель: реализация педагогических условий; реализация перспективного плана работы.
Задачи: реализация практической части проекта; определение возможных форм презентации проекта; организация работы с детьми.
Месяц Вид образовательной деятельности Совместная деятельность педагога с детьми Работа с родителями
Декабрь Беседа «Дерево держится корнями, а человек семьей».
Создание и выставка детско-родительских рисунков «Моя семья».
Дид. игра «Подбери признак»
Отгадывание загадок «Семья»
Дид. игра «Чей, чья, чьё»
Дид. игра «Отгадай»
Рассматривание альбома «Моя семья»
Дид. игра «Три медведя»
Беседа «Как правильно встречать гостей»
Пальчиковая игра «Семья могучая»
Прослушивание сказки «Родные вещи»
Беседа «У кого есть дед, тот не ведает бед»
Дид. игра «Кто младше / старше»
Январь Беседа «Бабушка-душа семьи»
Создание альбома «Моя семья».
Дид. игра «Я люблю всех»
Беседа «Моя мама»
Дид. игра «Назови ласково»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Беседа «Всегда отец веселится, когда хороший сын родится»
Дид. игра «Кто что делает»
Беседа «Братская любовь крепче каменной стены»
Дид. игра «Игра на мимику»
Беседа «Дочь и личиком бела, и характером мила»
ООД «Моя семья»
ООД №2 «Моя семья»
Беседа «Традиции нашей семьи»
Январь Создание коллажа «Традиции нашей семьи»
3. Обобщающий этап
Цель: анализ результатов выполнения проекта.
Задачи: проведение итогового мероприятия (Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья!»). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Ожидаемый результат:
Ожидаемые результаты
Дети будут знать:
• имена, отчества мамы, папы, дедушек, бабушек
• профессии своих родителей, бабушек и дедушек
• смогут полностью назвать свое имя и отчество
• смогут составить рассказ о членах своей семьи
• пополнят словарный запас (члены семьи, родственники, традиции и т. д.)
• приобретут представления об общечеловеческих ценностях
• научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда
• у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
• приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках
• у них будет развито чувство гордости за свою семью
• будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в
доме
• научатся хранить и чтить свои семейные традиции
• научатся организовывать семейные праздники
Педагоги:
• расширят знания о народных праздниках, их происхождении
• разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей
• пополнят словарный запас детей
• будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что
будет способствовать тесному сотрудничеству.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление альбома «Я и моя семья»
- Организация выставки рисунков «Моя дружная семья»,
- Оформление наглядной информации в родительском уголке о семье.
Работа с родителями:
Декабрь
1 и 2 недели 1. Выпуск буклета «Роль семьи в развитии детей»
2. Выступление на родительском собрании «Особенности психо-эмоционального развития детей 4-5 лет».
3. Совместное участие детей и родителей в викторине «Что я знаю о своей семье».
Декабрь
2 и 3 недели 1. Консультация для родителей на тему: «Семья в жизни ребёнка»
2. Папка-передвижка для родителей «Играем дома»
3. Изготовление вязаных игрушек родителями для кукольного театра
Январь
1 и 2 недели 1. Наглядная информация для родителей на тему: «Традиции моей семьи»
2. Показ кукольного театра «Репка» с привлечением родителей
3. Консультация на тему «Семейные ценности»
Январь
2 и 3 недели
1. Совместно с родителями изготовить декорации к мероприятию
2. Информационная папка «Эмоции в семье и их влияние на ребенка»
3. Представление продукта проекта
Заключение
Работа над проектом «Семья – это важно» позволяет сделать следующие выводы:
1. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
2. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры, загадки и стихотворения.
3. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека.
4. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений.
5. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
6. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Список использованной литературы:
1. Акбулатова, С. Ю. Педагогические аспекты семейного воспитания / С. Ю. Акбулатова. – Текст : непосредственный // Аспирант и соискатель. – 2008. – № 6 (49). – С. 48–49.
2. Акимова, Ю. Г. Корни национальной памяти / Ю. Г. Акимова. – Текст : электронный // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2018. – № 2. – С. 21–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39158320. – Дата публикации: 23.03.2020.
3. Апполонова, Н. А. Приобщение детей к русской национальной культуре и традициям семьи / Н. А. Апполонова – Текст : непосредственный // Народная педагогика. – 2019. – № 4. – С. 33–37.
4. Арзуманян, Л. Трудимся и воспитываем интерес к Родине / Л. Арзуманян, Т. Ткаченко. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 11. – С. 87.
5. Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного образования : материалы межрегионального научно-практического семинара, г. Саранск, 27 марта 2014 г. / редколлегия: Н. В. Кузнецова, Л. А. Янкина ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2014. – 198 с. – ISBN 978-5-8156-0669-2.
6. Артеменко, О. Н. Педагогика : учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. – Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь, 2015. – 251 с. – URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=457136 (дата обращения: 05.03.2020). – ISBN 978-5-9296-0731-8. – Текст : электронный.
7. Бабина, Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Бабина. – Москва : Директ-Медиа, 2015. – 328 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276261 (дата обращения: 05.03.2020). – ISBN 978-5-4475-3764-7. – Текст : электронный.
8. 9. Будакова, Ю. В. Из опыта опыта работы по семейному воспитанию / Ю. В. Будакова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 45–49.
10. Бабынина, Т. Ф. Традиции национальных культур: учебно–методическое пособие для студентов среднего и высшего образования / Т. Ф. Бабынина. – Казань: Школа, 2018. – 188 с. – Текст : непосредственный.
11. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (: учебно-метод. Пособие / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. – Москва: Школьная пресса, 2013. – 144 с.. – Текст : непосредственный.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 2018. – 398 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2018/ (дата обращения: 24.02.2020). – Текст : электронный.
Приложение 1
Этическая беседа: «Моя мама».
Задачи:
Воспитательные: уважительного отношения к своей семье.
Развивающие: развитие связной речи детей, пополнение словарного запаса детей.
Образовательные: дать представление о семье, об особой роли мамы в семье.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Мы друг друга очень любим,
Вместе мы родные люди.
Друг без друга нам нельзя
Потому, что мы. (семья)
- Правильно! Предлагаю вам прослушать рассказ о семье Павлика.
Прослушивание отрывка из рассказа М. Зощенко «Показательный ребенок».
-Жил был маленький мальчик по имени Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский сад. Утром туда Павлика отводят мама и папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик, тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.
Воспитатель: А чем вы занимаетесь после садика? Рассказываете ли вы маме или папе, как прошел ваш день в садике?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто каждое утро будит вас по утрам? Кто помогает собраться в детский сад? Кто покупает вам игрушки?
Дети: Мама
Воспитатель: Мама – это самый дорогой и близкий человек для каждого из нас. Существует немало пословиц и стихотворений про маму. Предлагаю вам прослушать стихотворение Я. Аким «Моя мама».
Моя мама
Маму крепко поцелую,
Обниму мою родную.
Очень я люблю ее,
Мама-солнышко мое.
Воспитатель: Предлагаю вам встать рядом со мной и послушать другое стихотворение, и нужно внимательно смотреть на мои движения, а потом повторить за мной.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Ребята. А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней?
Дети: Мамочка, мамуля…
Воспитатель: А за что вы любите свою маму?
Дети: покупает игрушки, вкусно кормит, жалеет, когда больно, лечит, веселит, когда грустно и т. д.
Воспитатель: Как много мы сегодня хорошего услышали про мам. Предлагаю вам вечером, когда за вами придут мамы, их крепко-крепко обнять и сказать о том, как сильно вы их любите.
ООД: «Моя семья».
Образовательные: расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
Развивающие: развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
Ход беседы:
Воспитатель показывает картинки с изображением семей.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей: Потому, что они улыбаются.
Воспитатель: Да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Дети, а вы любите свою семью?
Ответы детей Да, любим.
Воспитатель: Это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это, и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей: Да!.
Проводится игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка.
Воспитатель: Молодцы, дети, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково.
Воспитатель: Дети, а что любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки.
Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т. д.).
Воспитатель: Как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
Ответы детей: Конечно, хотим!
Воспитатель: Ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!
Воспитатель: А теперь давайте улыбнёмся!
Воспитатель: Отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь.
Проводится игра на мимику.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор;
Вы отняли игрушку у младшего братика;
Вы угостили сестричку конфетой.
Воспитатель: Молодцы, дети, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки, помогаете старшим, уступаете младшим?
Ответы детей: Да, мы делаем только хорошие поступки.
Воспитатель: Дети, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое семья? Ответы детей: Это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка.
Воспитатель: Верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок в подарок.
ООД №2 на тему: «Моя семья».
Задачи:
Образовательные: расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Развивающие: развивать диалогическую речь, активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные: воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.
Ход беседы:
Приветствие, сюрпризный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил и просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему? Расскажем о семье?
Давайте для начала покажем нашему гостю пальчиковую зарядку о семье. Вы её помните?
1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)
1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)
Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)
Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель: А теперь давайте поможем Незнайке разгадать загадки о семье.
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый. (дед)
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Правильно: бабушки.
3. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
4. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Всех милее наша. (мама)
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспитатель: Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей?
Дети: Семья.
Воспитатель: Семья может быть большой и маленькой. Семья - это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге.
А теперь давайте встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих близких.
Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме».
-Какой у вас папа?
(хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).
-А мама какая? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая)
Воспитатель: Дети, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?
Дети: Нет
Дид. игра «Радость и печаль».
Воспитатель: А теперь давайте поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках. Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
• Нарисовали красивую картину;
• Подрались с другом;
• Съели манную кашу;
• Убрали игрушки на место;
• Порвали книгу;
• На прогулке замарали куртку;
• Разбили чашку;
• Уступили место в автобусе бабушке;
• Помогли маме с уборкой
• Отыскали потерянные бабушкой очки;
• Помогли маме вымыть посуду
Воспитатель: Дети, как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите, каким веселым он стал. Попрощайтесь с Незнайкой, ему пора к своей семье.
Беседа с детьми «Традиции моей семьи»
Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
• раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
• формировать навыки ответственного поведения в семье;
• развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
• развивать творческих способностей.
• воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
Ход беседы:
Организационный момент
Круг радости
Воспитатель: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.
Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
— Сегодня мы поговорим о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Игра «А ты мне кто?»
Воспитатель:
Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?
Воспитатель: Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться! Это могут быть ваши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и т. д.
Воспитатель: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Оно дается или в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, либо же в честь родственников.
Физкультминутка
Воспитатель: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
• Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
• У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
• Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
• У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
• Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Воспитатель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
— Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Ведущий: Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Ведущий: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
• Это близкие и родные люди.
• Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
• Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
• Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
Приложение 2