Элеонора Мазурина
Проект «Семья. Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Мазурина Э. Э.
Тип проекта : практико-ориентированный, краткосрочный (1 месяц, открытый, коллективный.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, их родители (законные представители, воспитатель.
Цель:
Формирование представлений о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализация эмоционального опыта детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Задачи:
• Повышение престижа семьи;
• Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Методы проектирования :
• Прогнозирование;
• Планирование;
• Моделирование.
Актуальность
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Проект реализуется в 5 этапов.
1 этап «Выбор темы»
Жанна и Саша Н. пришли в детский сад после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, на утреннем круге были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на свои вопросы?
• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру
• Где работают родители
• Где учится брат, сестра
• Когда у меня день рождения
• Когда день рождения у брата, у сестры
• Свой адрес • Что такое семейные традиции?
• Что такое реликвия?
• Кто самый главный в семье?
• Что лежит у бабушки в сундуке?
• Кем работали бабушка и дедушка?
• Зачем празднуют день рождения?
• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа? • Спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
• Спросить у воспитателя
• Спросить у сестры, брата
• Спросить у друзей
• В книгах
• В энциклопедии
• Сходить в кино
• Спросить у тех, кто работает в музее
2 этап «Сбор сведений»
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Изучить историю составления родословной;
• Организовать встречи с родителями и специалистами;
• Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
• Организовать игровую деятельность;
3 этап «Выбор проектов»
Задача воспитателя – помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.
4 этап «Реализация проекта»
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Разделы программы Виды деятельности Сроки
Игровая деятельность • Сюжетно-ролевая игра «Военные учения», «Служба спасения», «Строительство», «Дом», «Семья», Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
• Дидактические игры «Моя квартира», Кому что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?».
• Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Репка»,
• Строительные игры «Мебель для дома».
• Инсценировка «Три мамы». 1 неделя
Социально- коммуникативное развитие • Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
• Беседа на тему: «Права и обязанности в семье».
• Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
• Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
• Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»
• Знакомство с семейными реликвиями.
• Беседа на тему: «Что я знаю о своём родном городе Белореченске».
• Беседа на тему: «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями».
• Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».
• Беседы на тему «Профессии моих родителей» 2 неделя
Познавательное развитие • Фотовыставка «Семейные увлечения».
• Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?».
• Составление словарика имён членов семьи «Значение имени».
• Выставка «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек. 3 неделя
Художественно - эстетическое развитие • Художественное творчество: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Мой дедушка», «Дома на нашей улице».
• Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
• Знакомство с пословицами и поговорками о семье. 3 неделя
Взаимодействие с родителями • Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
• Мини проект «Счастливый выходной день».
• Изготовление генеалогического древа семьи.
• Встречи с интересными людьми: досуг совместно с родителями «Я и моя семья» 4 неделя
Схема осуществления проекта «Семья. Семейные традиции».
5 этап «Презентация»
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.
Результат.
1. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
4. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
5. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
Используемая литература:
1. Астахов П. А., Я и семья. – М. : Эксмо, 2009. – 96с. : ил. – (Детям о праве).
2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа,2014.
3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
4. Гуров В. Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М. : Педагогическое общество России, 2003.–160с.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
6. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., ил.
7. Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)