Ольга Агафонова
Проект «Секрет муравьиной семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Секрет муравьиной семьи"
Паспорт проекта.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский проект с элементами творчества.
Продолжительность проекта: 1 неделя
Участники проекта: дети первой и второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Образовательная область: познавательное, художественно-эстетическое развитие
Публикация «Проект „Секрет муравьиной семьи“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Актуальность проекта: во время прогулки дети увидели насекомых (муравьев). Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых (муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность).
Цель проекта: дать понятие о муравьях.
Задачи проекта:
1. Формировать представление о муравье как о насекомом, образе его жизни, жилище-муравейник.
2. Развивать наблюдательность, речь, мелкую моторику во время ИЗО – деятельности.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к живому, эмоциональную отзывчивость;
Предполагаемый результат:
• дети должны знать и называть насекомых (муравей) ;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (бегает, где и как зимуют;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Сотрудничество с семьей:
• Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
• Изготовление родителями совместно с детьми из природного или бросового материала поделки «Муравей».
Продукт проектной деятельности:
• Выставка поделок «Муравей»
• Развлечение «Не обижайте муравья!»;
• Подготовка презентации проекта.
Подготовительный этап:
• Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
• Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
• Информирование родителей о реализации проекта.
• Разработка плана проекта.
Основной этап:
• Беседа: «Насекомые»
• Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.
• Чтение К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
• Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.
• Просмотр мультфильма «Муравей и стрекоза», «Муравьишка - хвастунишка».
• Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.
• Целевая прогулка «Муравьи»
• Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
• Раскраска рисунка «Муравей»
• Конструирование «Строим дом для муравья»
• Подвижная игры на прогулке «Муравей и дождик»
• Пальчиковая игра «Муравейник на поляне»
Заключительный этап:
• Проведение развлечения «Не обижайте муравья».
• Выставка совместных работ родителей с детьми «Муравьи»
• Представление презентации проекта
Материалы к проекту
Беседа на тему «Насекомые»
Цель: расширить и уточнить представления детей о насекомых воспитывать любознательность вызвать интерес к теме недели.
Ход беседы:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображение насекомых.
- Кого вы видите на этих картинках? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Жук, бабочка, пчела, комар, муравей, кузнечик - это насекомые.
Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых.
Стихи о муравьях
Муравей ползёт по лесу.
Нелегко тяжеловесу –
Он несёт тростинку в дом,
Залатать все дыры в нём.
Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,
На своих широких спинках.
Муравьишка на весь лес
Знаменит -тяжеловес.
Тяжесть может он поднять
Тяжелей себя раз в пять.
Муравей весь день работал,
Все проблемы, да заботы.
Дом построить надо в срок,
Запастись на зиму впрок.
Все успеет муравей,
У него ведь сто друзей!
Муравей бревно несет
Песню громкую поет:
"Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!".
Загадки о муравьях
Ловко тащит он травинку
В мире нет его сильней
На полянке домик строит
Работяга. (Муравей)
Побежали по дорожке
Чьи -то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей.. (Муравья)
Под сосной -Гора.
В Горе-мастера.
Из травинок и иголок
Под сосной построен Город.
В лесу под Ёлкой -город.
В нём сто улиц -коридоров.
Взад-вперёд снуют здесь жители
По профессии -строители.
(Муравейник.)
Целевая прогулка «Муравьи»
Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;
Ход прогулки.
Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.
Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы- предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.
Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.
Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.
Я – муравей – трудяга,
Со мной моя коряга.
Несу домой тяжелый груз.
Своим трудом всегда горжусь.
Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара или конфетку. Понаблюдать за их поведением.
2. Дидактическая игра. «Длинная и короткая палочка».
Цель: учить детей различать длинные и короткие палочки.
Воспитатель кладет на стол деревянные палочки разной длины.
Воспитатель. Чтобы построить муравейник, нам нужны длинные и короткие палочки. Но они перемешались. Давайте, их разделим: в красную коробку соберем длинные палочки, а в синюю – короткие. Дети-«муравьишки» разделимся на две команды- девочки и мальчики. По моему сигналу (звон колокольчика) дети-«муравьишки» по очереди начинайте раскладывать палочки в коробки. (Дети выполняют предложенное задание) .Воспитатель. Молодцы, муравьишки! Теперь нам легко будет построить муравейник. (Построить муравейник из палочек можно во второй половине дня с группой детей или индивидуально)
3. Труд в природе.
Цель: учить детей собирать веточки в определенное место (в корзину)
Воспитатель. Муравьишки-девчонки и мальчишки, я знаю, что вам нравится, когда вокруг чистота, давайте собирать веточки на нашем участке в эту корзинку. (Дети собирают веточки, палочки на территории детского участка и кладут их в корзинку) .
Воспитатель. Хорошо вы потрудились, теперь можно поиграть. Хотите?
(Ответ-предположение детей) Да, хотим.
4. Подвижная игра. «Осень, зима, весна».
Цель: учить детей внимательно слушать команды воспитателя, быстро действовать по сигналу, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Воспитатель. Поздно осенью затихает жизнь в муравейнике. Муравьи собираются вместе и засыпают. Спят они и зимой. Когда наступает весна, они просыпаются.
Вот здесь будет муравейник (воспитатель очерчивает на земле круг, сюда будут собираться муравьи поздней осенью, здесь будут спать зимой, а весной они будут выходить из своего домика и гулять.
Дети-муравьишки стоят за чертой в разных местах площадки. По сигналу воспитателя «Осень» «муравьишки» направляются к «муравейнику», собираются все вместе в «домике-муравейнике». По сигналу воспитателя «Зима», имитируют сон (прикладывают сложенные ладошки к щеке и закрывают глаза). По сигналу воспитателя «Весна», дети открывают глаза, опускают руки и выходят из муравейника. Воспитатель снова говорит «Осень», «Зима», «Весна», - игра повторяется.
Пальчиковая игра «Муравейник на поляне».
Воспитатель показывает, а дети проговаривают и выполняют движения по тексту.
Муравейник на поляне
(Ребенок обеими руками делает «шалашик», соединяя указательные, средние и безымянные пальцы.)
Ночью крепко - крепко спит.
(Делает обеими руками «замочек», крепко сжимая пальцами.)
А как солнце заиграет
(Растопыривает и шевелит пальцами обеих рук.)
Муравьишки выбегают.
Лапками перебирают
(Одновременно передвигает указательными и безымянными пальцами.)
И головками качают
(Одновременно сгибают и разгибают средние пальцы.)
^Муравьишек ровно пять 1-2-3-4-5.
(Одновременно поочередно сгибают пальцы на обеих руках в кулачки.)
Очень дружные они.
(Одновременно сжимают пальцы в кулачки и растопыривают их.)
Ты, дружок, их береги.
(Грозят указательным пальцем правой руки, пальцы левой руки придерживают локоть правой руки.)
Подвижная игра на прогулке «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (на корточках, в другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
Консультация для родителей
«Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех
времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Воспитание сознательного и бережного отношения детей дошкольного возраста к природе, предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
o понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
o освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
o проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
«Опасные насекомые»
Основными насекомыми, доставляющими неприятности в нашей климатической зоне, являются комары, клещи и пчелы (осы, шмели, шершни).
Комары
Как известно, кусаются только комары-самки. Им необходима человеческая кровь, чтобы кормить и растить свое потомство. При укусе насекомое впрыскивает под кожу человека особое вещество, которое вызывает сильнейший зуд. Помимо дискомфортных ощущений комариные «уколы» грозят инфекцией. Особенно часто это случается у детей. Малыши расчесывают кожу, создавая тем самым благоприятную почву для вторичного бактериального инфицирования. В результате расчесы воспаляются, становятся красными, болезненными и могут даже нагнаиваться.
Что делать, если укусил комар?
Если комар все-таки добрался до кожи ребенка, можно смазать зудящие бугорки фенистил-гелем, наложить на укус содовый прохладный компресс или кубик льда. Помогает также растертый листик бузины. Если бугорок расчесан, можно обработать ранку зеленкой или перекисью, промыть раствором фурацилина или слабой марганцовкой.
Как не допустить укуса комара?
Чтобы обезопасить себя и своих близких от комаров, нужно:
- установить на окна москитные сетки;
- во время вечерних прогулок или походов в лес наносить на открытые участки кожи репелленты – средства, отпугивающие насекомых. При этом следует избегать попадания лосьона или спрея в глаза. Если репеллент случайно попал ребенку в глаза, незамедлительно промойте их большим количеством проточной воды;
- разложить в доме срезанную траву или цветы, развесить ароматные саше – комары не любят запах зверобоя и лаванды;
- обезопасить дом от насекомых при помощи фумигаторов – эти приборы можно заправить жидкостью или пластинками, вставить в розетку и… вы забудете о комарах.
Клещи
Клещи считаются одними из наиболее опасных насекомых в нашей полосе. Дело в том, что они являются переносчиками инфекционных заболеваний: клещевого энцефалита и боррелиоза. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг. Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям.
Что делать, если укусил клещ?
Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции. Если показаться врачу нет возможности, удалите клеща самостоятельно. Извлекать паразита нужно пинцетом или специальными приспособлениями, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните, если дернуть быстро, велика вероятность, что верхняя половина туловища клеща останется внутри кожи, что чревато воспалением и нагноением.
После удаления клеща необходимо проверить место контакта: не остался ли там хоботок? Если все чисто, ранку следует промыть водой или спиртом, смазать йодом или зеленкой. Затем тщательно вымыть руки с мылом. По возможности, пусть даже на следующий день, отвезите клеща в травмпункт, где «агрессора» исследуют на носительство возбудителя.
Как не допустить укуса клеща?
Отправляясь на прогулку в лес или на пикник в парк, следуйте несложным, но эффективным рекомендациям:
Отдавайте предпочтение светлой одежде, на ней проще заметить насекомое. Постарайтесь максимально закрыть кожу: наденьте носки, брюки, футболку с длинным рукавом, голову защитите панамой или бейсболкой.
Каждые 15–20 минут осматривайте свою одежду, голову и открытые участки тела.
Если вы решили остановиться на ночлег в палатке, заранее приобретите антиклещевые спреи, которыми можно будет обработать палатку и спальный мешок.
Пчела, оса, шершень
Укусы этих насекомых крайне болезненны. Место укуса быстро краснеет, становится припухшим и отечным. Ребенок жалуется на сильную пульсирующую боль. Может повыситься температура тела, иногда наблюдаются тошнота и головная боль. Помимо неприятных ощущений укусы пчел и ос чреваты выраженными аллергическими реакциями вплоть до анафилактического шока.
Что делать, если укусила пчела?
Необходимо успокоить ребенка и приложить к месту укуса холодный компресс. Если в ранке осталось жало, следует быстро и аккуратно удалить его, обработав ранку перекисью водорода. В обязательном порядке дать малышу десенсибилизирующий препарат внутрь и помазать область укуса противоаллергическим гелем.
Как избежать укуса пчел и ос?
Не разрешайте ребенку играть среди цветов – яркой «приманки» для пчел и ос. Разъясните малышу, что нельзя махать руками, гонять и пытаться потрогать этих полосатых насекомых.
Раскраска «Муравей»
Конструирование «Строим дом для муравья»
Цели:
1. Расширять представления о постройке устойчивых конструкций.
2. Развивать воображение, мышление и моторику рук.
3. Воспитывать желание заботиться о насекомых,
4. Учить работать в группе совместно с товарищами.
Дети делятся на группы, получают строительный материал и за определенное время вместе строят сооружение, затем воспитатель вместе с остальными ребятами рассматривают, обсуждают и оценивают работу. После этого группы меняются строительными материалами и снова приступают к работе и т. д.
Развлечение «Не обижайте муравья».
Цель: расширить познания детей о насекомом – муравье, его жилище; показать, как можно определить погоду по поведению муравьев.
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания детей о муравьях;
2. развивать познавательную активность, память, речь;
3. воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
Ход развлечения:
1. Отгадывание загадок.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник и муравьи)
2. Демонстрация иллюстраций муравья и муравейника.
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели
По буграм тащу бревно-
Больше плотника оно. (Муравей)
3. Беседа по вопросам.
- Муравей – это кто?
- Где живет? Как называется жилище?
- Сколько у него лапок?
- Чем любит лакомиться?
- Это полезное насекомое?
- Можно ли разорять муравейник?
Демонстрация экологического знака «Муравейники не разорять!»
4. Эксперимент.
- Если на муравейник положить конфету или кусок сахара что произойдет? (Муравьи его облепят и отнесут внутрь.)
5. Чтение стихотворений.
Не обижайте муравья,
Его обидеть очень просто,
Он очень мал, он очень мал,
Он очень маленького роста.
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
Мы – лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
- Как мы можем определить погоду по поведению муравьев?
(Если в муравейнике все ходы открыты, а муравьи активно двигаются – к ясной погоде. А если муравьи прячутся в куче и закрывают входы в домик - жди сильного дождя и ветра.)
Превращение в муравьев (надеваем маски муравьев,
6. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
7. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Воспитатель читает:
Насекомые проснулись,
Тоже к солнцу потянулись,
Трудятся они весь день,
Позабыв про сон и лень.
Загадки про насекомых (с демонстрацией изображения насекомых).
У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам кусочек хлеба? (Божья коровка)
Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Шевелится у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
У нее четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела
И большие, большие глаза.
Называют ее (стрекоза)
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки,
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет. (кузнечик)
8. Выставка поделок и рисунков.