Наталья Станинова
Проект с родителями по опытно-экспериментальной деятельности «Научные забавы» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (январь - февраль).
Участники проекта : родители, воспитатели.
Актуальность:
Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Проект с родителями по опытно-экспериментальной деятельности „Научные забавы“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.
Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.
Цель проекта : расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
• Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
• Раскрыть значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
• Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
• Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях.
• Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
• Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с сотрудниками группы.
Предполагаемый результат:
• Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности.
• Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
• Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
• Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.
Реализация проекта
Этапы
Формы работы (задачи, методы и приемы)
Срок
Подготовительный этап
• Выставка методической и познавательной литературы на тему «Детское экспериментирование»
Цель: ознакомление родителей по вопросу детского экспериментирования.
• Анкетирование родителей.
Цель: определение уровня организации развивающей среды в семье.
Практический этап
• Консультация для родителей на тему : «Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах познавательного развития дошкольников посредством экспериментирования.
• Анкетирование родителей.
Цель: определение степени отношения родителей к экспериментальной деятельности ребенка в домашних условий.
• Семинар – практикум на тему: «Учимся экспериментировать»
Цель: повысить педагогическое мастерство родителей по проблеме детского экспериментирования.
• Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
• Домашнее задание: подобрать литературу с интересными опытами и экспериментами для дошкольников.
• Круглый стол на тему: «Занимательные опыты и эксперименты с детьми»
Цель: обсуждение подобранной литературы с опытами и экспериментами для дошкольников.
• Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их :
Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки.
Заключительный этап
• Итоговое мероприятие: КВН «Мы экспериментаторы»
Цель: развитие познавательной активности детей и родителей, путем создания проблемных ситуаций в условиях опытно-экспериментальной деятельности.
Результаты проектной деятельности :
• Повысилась компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников.
• Родители изучили значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
• Сформировано представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
• Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
• Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с сотрудниками группы.
КВН «Мы — экспериментаторы»
Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
Задачи:
- формировать умение организовывать свою деятельность : подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата;
- развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений с родителями;
-воспитывать уважение к своим товарищам.
Материалы и оборудование:
-костюм Золушки,
-шапочка огонька для игры «Волшебные превращения»,
-2 прозрачные пластиковые бутылки с водой (неполные, камушки,
-манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки;
-3 воздушных шарика;
-гуашь, трубочки для коктейля, листы для рисования;
Предварительная работа:
Экспериментирование с водой, воздухом, магнитом, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы.
Вступительное слово педагога:
Одним из главных направлений деятельности в детском саду является разностороннее развитие личности ребёнка, его мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность.
В ходе экспериментирования дети получают самые прочные и ценные знания, т. к. добывают их в ходе собственных творческих изысканий.
Дети сами обнаруживают качества предметов и. устанавливают связи между ними и с помощью педагога осуществляют многосторонний анализ.
Сегодня мы хотим вовлечь и Вас, родители, в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность.
И познакомить с некоторыми экспериментами, которые Вы сможете провести дома со своими детьми.
Ход мероприятия.
Дети под музыку входят в зал. Садятся на стульчики.
Ведущий: Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встрече с вами.
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
Детей и взрослых позвала
Весёлая и умная игра.
И, думаю, пройдёт она
Активно и не скучно.
Звучит песня «Ужасно интересно, всё то, что не известно», муз. В. Шаинского.
Ведущий: Представляю вам команды, участвующие в нашей игре.
Первая команда: Исследователи
Девиз: Любим исследовать и проверять,
Чтобы о мире побольше узнать.
Вторая команда: Любознайки
Девиз: Магнит, и воздух, и вода –
Интересны нам всегда.
Ведущий: И так, мы начинаем КВН.
Первый конкурс – «Разминка».
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Отгадайте-ка загадки –
Все вы станете умней.
Командам загадываются по три загадки.
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
2. Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней.)
3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
4. Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лёд.)
5. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
6. Он летает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег.)
Ведущий: (обращается к болельщикам)
Вы заметили, что все загадки о воде. Ведь и снег, и роса, и иней – это всё вода, только в разных состояниях. Пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем в игру «Вода – не вода».
Игра «Вода – не вода». Если ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга) дети поднимают обе руки; если предмет имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин) топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень) дети молчат и не выполняют никаких действий.
Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы много знаете о воде, и были очень внимательны. А сейчас послушаем жюри.
Жюри объявляет итоги конкурса «Разминка».
Ведущий: А мы переходим к следующему конкурсу «Напоите галку».
Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и галки, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите галкам напиться.
Вопрос к болельщикам: Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)
Чья команда быстрее напоит свою галку?
Проводится эстафета «Напои галку» : игроки каждой команды становятся в колонну. Первые номера берут по одному камушку, бегут к столикам, опускают камень в бутылку, возвращаются обратно, встают в конец колонны. Вторые номера берут по одному камешку и т. д., пока уровень воды не повысится до верха бутылки.
Жюри подводит итоги конкурса «Напои галку».
Ведущий: А теперь, дорогие зрители,
Фокусы увидеть, не хотите ли?
Тогда не зевайте, не болтайте,
А за родителями наблюдайте.
Домашнее задание: конкурс «Фокусники». Родители – игроки команд – показывают опыты-фокусы.
Опыт первый. «Яйцеглотатель».
Положить в бутылку бумажку и поджечь её. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосёт внутрь. При горении воздух в бутылке разрежается и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.
Опыт второй. «Стакан – непроливайка».
Положить открытку глянцевой стороной на стакан с водой. Придерживая открытку рукой, быстро перевернуть стакан и убрать руку: открытка будто приклеилась к стакану. Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.
Опыт третий. «Цветок лотоса».
Нарисовать и вырезать «цветок лотоса» и закрутить его лепестки при помощи карандаша кверху. Опустите цветок на воду, налитую в таз. Буквально на наших глазах лепестки цветков начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает и становится тяжелее.
Ведущий: Очень интересные опыты, большое спасибо. А нам пора продолжать наши состязания. И так, начинаем следующий конкурс.
Опыт третий. «Цветок лотоса».
Нарисовать и вырезать «цветок лотоса» и закрутить его лепестки при помощи карандаша кверху. Опустите цветок на воду, налитую в таз. Буквально на наших глазах лепестки цветков начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает и становится тяжелее.
Ведущий: Очень интересные опыты, большое спасибо. А нам пора продолжать наши состязания. И так, начинаем следующий конкурс.
Ведущий: Вот, возьми, дорогая Золушка, крупу и швейные принадлежности. Всё разобрано.
Золушка: Большое вам спасибо. Теперь я успею на бал. До свидания, ребята! (Уходит.)
Жюри подводит итоги конкурса «Помогите Золушке».
Ведущий: Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора.
И у шариков воздушных
Есть для вас одна игра.
Игра «Воздушный шарик». Участвуют и игроки и болельщики. Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.
Ведущий: Прошу садиться детвора! Конкурс продолжать пора.
Предлагаю я командам в этот конкурс поиграть.
На серьёзные вопросы вам придётся отвечать.
За одну минуту только вы должны свой дать ответ.
А жюри потом оценит – был он правильным иль нет.
Капитаны команд поочерёдно достают по три вопроса из бочонка. На обсуждение даётся 1 минута.
1. Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег?
2. Как называется явление, когда весной лёд плывёт по реке?
3. В каком приборе для измерения времени используют песок?
4. Какой прибор используют, чтобы не заблудиться в лесу?
5. Как называется куча снега?
6. Как называется явление, когда вода затапливает сушу?
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий: Настроение прекрасно и не хочется скучать.
Я забавные картинки предлагаю рисовать.
И соломкой для коктейля прошу кляксы сделать вас,
Чтоб весёлая картинка по листочку расползлась.
Кляксы разные бывают. Что они изображают?
Конкурс капитанов. Капитанам даются лист бумаги и соломинки для коктейля. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое-либо изображение. Затем игроки придумывают название картине. Время подготовки 3 минуты.
В это время с участниками команды проводится игра «Волшебные превращения». Выбирается один ребёнок на роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные статуи, когда «огонь» далеко. Когда «огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).
Ведущий: На КВНе мы сегодня славно время провели.
А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.
Жюри подводит итоги конкурса и всей игры. Награждаются победители и участники.
Ведущий: Вот и закончилась игра.
Но мы надеемся, что с ней
Мы стали чуточку умней. Дети и родители исполняют общий танец «Почемучки».