Марина Замогильная
Проект по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе «С клавесами с каждым днем мы умнеем и растем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Замогильной М. С. за 2020-2021 г.
1. Название: «С клавесами с каждым днем мы умнеем и растем»
Публикация «Проект по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе „С клавесами с каждым днем мы умнеем и растем“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Клавесы. Игры и занятия
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Проблема: В последние годы возросло и продолжает расти число детей-логопатов в целом и, в частности, с тяжелыми нарушениями речи. Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения. Логоритмические игры создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
3. Цель: Помочь детям активно войти в мир логоритмики, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством здоровьесберегающих технологий.
4. Задачи:
Развитие речевых интонаций голоса;
развитие чувства ритма;
развитие внутреннего слуха, дыхания и памяти;
развитие вокальных и ритмических навыков и музыкального слуха;
развитие координации движений;
развитие мелкой и крупной моторики;
развитие воображения, образного мышления, внимания, памяти;
развитие творческих способностей;
формирование коммуникативных способностей детей, преодоления индивидуальных психологических проблем.
5. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) :
Беседа, коррекционно-развивающие занятия логопеда с детьми (фронтальные и индивидуальные), дидактические игры, рассматривание иллюстраций, показ презентаций и видеороликов, консультации для педагогов, выступления с детьми для родителей, информация на портале учреждения.
6. Описание продукта, полученного в результате проекта :
Комплекс мероприятий:
Конспекты занятий по логопедической ритмике с использованием деревянных палочек-клавес;
Картотека игр и упражнений по использованию элементов логоритмики в образовательной деятельности;
Консультации для педагогов и родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР.
Презентации по теме;
Видеоролики детей (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, минутки вхождения в день, развитие и обогащение словаря,
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
7. Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный (октябрь-апрель, коллективный
8. Состав участников: дети-логопаты, учитель-логопед, педагоги, родители.
9. Методы и прием:
Наглядные методы:
наглядно-зрительные;
тактильно-мышечные;
наглядно-слуховые.
Словесные методы:
объяснение;
пояснение;
указание;
беседа;
вопросы;
словесная инструкция.
Практические методы:
игровой;
соревновательный.
10. Новизна состоит в использовании цифровых инструментов в проектной деятельности.
11. Межпредметные связи
Название раздела программы
Содержание Задачи
1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ - Ознакомление с художественной литературой;
- дидактические, музыкально-ритмические игры и упражнения;
- заучивание и чтение стихотворных текстов наизусть;
- интонационное выделения слова;
- речевой образец;
вопросы к детям;
- договаривание слов;
-словотворчество;
- пальчиковые игры;
-упражнения на развитие активного и пассивного словаря;
- речевые игры на воспитание звуковой культуры речи;
- речедыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- рефлексия - Активизация и расширение словаря по теме;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря;
- восприятие музыки, художественной литературы;
- развитие речевых интонаций голоса
2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Творческие работы по данной теме
- Развитие эстетического вкуса;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации в процессе движения палочками;
- формирование готовности к совместной деятельности;
- развитие чувства ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. ;
- развитие внутреннего слуха, дыхания и памяти;
- развитие вокальных и ритмических навыков и музыкального слуха;
- развитие творческих способностей
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - Дидактические игры-упражнения;
- ознакомление с предметным окружением - Развитие воображения и творческой активности.
-развитие фонематического восприятия и фонематического представления;
- развитие координации движений;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- развитие воображения, образного мышления, внимания, памяти.
4. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ - Рассматривание эмоций на картинках и пиктограммах;
- воспроизведение эмоций в рисунках и играх;
- обсуждение эмоций и их причин;
-участие в совместной деятельности;
- Общение и взаимодействие
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- формирование готовности к совместной деятельности;
- формирование коммуникативных способностей детей, преодоления индивидуальных психологических проблем.
12. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
Ожидаемые результаты работы проекта :
1. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы как результат согласованных действий учителя-логопеда с родителями.
2. Информированность родителей о содержании коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
3. Включение родителей в активную совместную деятельность с детьми и педагогами, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
4. Обеспечение единства коррекционно-педагогических воздействий ДОУ и семьи.
5. Возможность достижения положительных эмоционально-нравственных взаимоотношений родителей и детей.
6. Выработка у детей с ТНР правильного темпа, ритма, дыхания;
7. Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
13. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Цифровые инструменты и сервисы, используемые в работе :
Ноутбук,
Электронные презентации в программе Prezi, PowerPoint;
Графический редактор - Paint
Инструменты для редактирования и обработки видео : Movavi, Pinnacle Studio, Photodex ProShow Produser
Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап Содержание деятельности
Сроки
Подготовительный 1. Диагностика речевого развития детей;
2. Анкетирование родителей;
3. Ознакомительная работа с родителями;
4. Сбор анамнестических данных о ребенке;
5. Индивидуальные беседы. с родителями.
6. Определение целей и задач проекта.
7. Составление комплексно-тематического планирования проекта через логоритмические упражнения, музыкальные игры.
8. Подбор методической литературы.
9. Ознакомление родителей с проектом.
10. Написание конспектов проводимых мероприятий. Октябрь
Декабрь
Практический 1. Тематические консультирования;
2. Оформление брошюр по проблемам развития речи ребенка;
3. Видеофрагменты коррекционных занятий с использованием логоритмики.
4. Оформление видеоинформации;
5. Памятки по выполнению домашних заданий;
6. Работа с тетрадями домашних заданий;
7. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка. ;
8. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.
9. Мастер-классы;
10. Подборка литературы и видеороликов на развитие темпо-ритмической организации речи Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Заключительный 1. Итоговая диагностика речевого развития детей,
2. Представления родителям «речевого экрана»;
3. Анкетирование родителей «Оценка коррекционной деятельности учителя-логопеда»;
4. Домашние задания для родителей и детей в летний оздоровительный период;
5. Вручение грамот и дипломов об участии детей в различных конкурсах за весь учебный год
6. Практический материал по реализации проекта (картотеки)
7. Анализ проделанной работы. Апрель
Май
Презентационный Презентация, видеоматериалы, фотосессия Май
14. Организационные формы работы над проектом :
Формы работы
Сроки
Родительские собрания: круглый стол, родительский лекторий В течение года
Ежедневный непосредственный контакт с родителями В течение года
Индивидуальные консультации В течение года
Ознакомление родителей с достижениями ребенка. В течение года
Обучение родителей практическим приёмам и упражнениям развития и коррекции речи. В течение года
Обучение родителей выполнению с ребёнком заданий логопеда. В течение года
Практикумы-семинары для родителей В течение года
Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка. В течение года
Презентация, видеоролики Май
15. Форма проведения презентации: фотоматериал, грамоты и дипломы детей в течении всего учебного года.
Литература:
1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет». (Творческий центр «Сфера» 2010 г.)
2. М. Ю. Картушина. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2004 г.)
3. Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. Пермь: ПКИПКРО, 2009.
4. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М., ВЛАДОС, 2002
5. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
6. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.
7. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.
8. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.
9. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.
Палочка по палочке стучит.
И на месте просто не сидит.
КлависЫ - ритмичные стучал-ки
И от скуки чудо-вы-ру-чал-ки.
Палочка по палочке стучит.
Радостно ребяток веселит.
КлависЫ - ритмичные стучал-ки
И от скуки чудо-вы-ру-чал-ки.
Палочки загадочно поют.
С нами раз-го-ва - ри-ва-ют.
КлависЫ - ритмичные стучал-ки
И от скуки чудо-вы-ру-чал-ки.