Наталья Жигачева
Проект с детьми старшей группы средней продолжительности «Хлеб — как к нам на стол попал»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
По доминирующему методу
- информационно-практический
По количеству участников
- фронтальный
По характеру контактов
- внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей
По продолжительности
Актуальность:
Публикация «Проект с детьми старшей группы средней продолжительности „Хлеб — как к нам на стол попал“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Практически каждый человек, когда садиться на стол принимать пищу, берет кусочек хлеба, но мало кто задумывается над тем, каким трудом он достается человечеству. Хлебом встречают знатных гостей, его считают символом благополучия и достатка. Хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Это продукт сопровождает нас практически всю жизнь. Ценность хлеба очень значима для организма человека.
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Ученые и исследователи говорят, что впервые человек попробовал древний вариант хлеба более 15 тысяч лет назад. Тогда, правда, это было просто растертое между камнями зерно, разведенное в воде. Позже, когда у людей появился огонь, они начали запекать такое тесто, получая твердые и пресные, но сытные лепешки. Первый хлеб, привычный нам, получили египтяне. Они обнаружили, что при использовании дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. Рецепт приготовления такого хлеба у египтян позаимствовали греки, далее он попал к римлянам, а к началу нашей эры римляне уже распространили собственную технологию приготовления хлеба по всем завоеванным территориям. Хлеб в те времена был очень дорогим. Пекари пользовались большим почтением и иногда даже освобождались от налогов. А сам продукт поставлялся влиятельным особам, правителям и их приближенным. Простой люд питался лепешками из муки грубого помола. С древних времен и до наших дней хлеб считается главной пищей на столе. В древние времена существовало даже поверье, что люди, не употребляющие хлеб в пищу, не будут счастливы. На сегодняшний день существует множество вариаций хлеба. В каждой стране Вы найдете различные рецепты и традиции, связанные с хлебом. Кроме того, есть еще булочки, пряники, крендельки и ватрушки. Все это хлеб, составляющий основу рациона любого человека.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Именно поэтому тема данного проекта является важной и актуальной. Современные дети не знакомы с процессом производства хлеба, не знают, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем попасть на стол, не знают, как много людей разных профессий задействованы в этом трудоемком процессе.
Проблема:
Как показал опрос – родители мало времени уделяют знакомству детей с хлебом, кто его выращивает и заботится о нем, печет, доставляет в магазин. В старшем возрасте большое внимание уделяется знакомству с трудом взрослых. При ознакомлении детей с трудом хлебороба важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Данный проект носит интегрированный характер, творческий подход.
Цель:
Создать условия для целостного представления о процессе выращивания, переработке и выпекания хлеба через интеграцию образовательных областей и разных видов деятельности.
Задачи проекта :
Педагогические
- подготовить диагностические материалы;
- составить перспективный план работы над проектом;
- разработать конспекты занятий;
- оформить дидактические игры;
- оформить альбом «Хлеб – всему голова»;
- создать уголок «От зернышка до хлеба»;
Образовательные:
- познакомить детей с профессией хлебороба и пекаря;
- познакомить детей с историей возникновения хлеба;
- расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении;
- актуализировать знания детей о последовательности выпекания хлебобулочных изделий;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труд
Обеспечение проекта :
- методическое: Основная образовательная программа ДОО, рабочая программа воспитателя старшая группа, парциальная программа Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- материально-техническое: материал и оборудование для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности детей; игровое оборудование; детская художественная литература; электронные презентации; мультимедийная аппаратура; доступ к сети Интернет.
диагностико-дидактическое: диагностический материал для выявления уровня развития детей, дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Назови профессию», «Что, где растет», «Что из какой муки испекли?», «Четвертый лишний», «От зерна до каравая», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Угадай на вкус».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Булочная», «Кулинария».
Анализ возможных рисков:
Планируемый риск Возможный способ преодоления
1. Условия пандемии Дистанционная работа с детьми, адресная помощь родителям
2. Низкая мотивация родителей (законных представителей)
Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности в рамках проекта;
Открытость деятельности участников проекта.
3. Сложности в организации работы с родителями в ходе реализации проекта (поделки) Использование индивидуального подхода;
Проведение специальных мероприятий, бесед по теме проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Виды работ: диагностика уровня развития детей, анкетирование родителей, определение цели и задач проекта, планирование деятельности.
Результаты этапа: мотивация, информационная и организационная готовность участников проекта к деятельности на практическом этапе.
Практический этап
Проведение воспитательно-образовательной деятельности с детьми и родителями.
Результат этапа: построение образовательной практики.
Контрольно-оценочный этап
Вид работ: рефлексия деятельности, аналитическая работа, презентация продуктов деятельности.
Результат этапа: оценка степени достижения цели проекта, перспектива.
План-график
Этапы проекта Содержание деятельности Лента времени Ответст-
венные
1. Подготовительный
1.1. Заполнение индивидуальных карт развития детей Март 2021 г. Воспитатель
группы
1.2. Методическое, материально-техническое обеспечение проекта (сбор литературы, иллюстраций, картинок по данной теме) Март 2021 г. Воспитатель
группы
1.3. Поэтапное планирование воспитателя в рамках проекта «Хлеб – как к нам на стол попал» Март 2021 г. Воспитатель
группы
1.4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта Март 2021 г. Воспитатель
группы
2. Практический
2.1. Реализация плана работы в рамках проекта
- чтение художественной литературы:
(М. Пришвин «Лисичкин хлеб»,
А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», украинская сказка «Колосок», Ю. Ждановский «Нива», М. Глинская «Хлеб», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь?», чтение стихотворений, заучивание пословиц и поговорок, считалок, чистоговорок о хлебе;
- рассматривание иллюстраций по теме проекта;
- театрализованная деятельность по сказке «Колосок»;
- просмотр видеороликов о выращивании хлеба в старину и в настоящее время;
- виртуальная экскурсия на хлебзавод;
- досуг «Хлеб – всему голова»;
- изготовление куколки из соломы;
- лепка из соленого теста - «Ватрушки, булочки, слойки»;
- создание альбома «От зернышка до хлеба»;
- беседы: «Труд хлебороба», «Как делают муку, пекут хлеб», «Бережем хлеб»;
- конспекты занятий;
- дидактические игры;
- проведение акций «Угости друга хлебом»;
- развлечения совместно с родителями «Мамины, бабушкины пироги»
- интервью с детьми – «Откуда хлеб на стол пришел». Март –апрель 2021 г. Воспитатель
группы
2.2. Изготовление методической продукции, планы, конспекты Март-апрель 2021 г. Воспитатель группы
2.3. Взаимодействие с родителями, направленное на представление о хлебе, его выращивании и производстве.
- анкетирование «Что мы знаем о хлебе и его производстве»;
- консультация «Польза хлеба», «Ветряная мельница - помощника для хозяйки прошлого;
- изготовление из бросового материала «Мельница»;
- мини-проекты родителей «Колосок», «Труд хлеборода» и др.
- конкурс рецептов выпечки «Рукодельница» Апрель 2021 г. Воспитатель группы
3. Контрольно-оценочный
3.1. Анализ проделанной работы в рамках проекта «Хлеб – как к нам на стол пришел»
- анкетирование родителей;
- анализ карт развития детей;
- совместное изготовление плаката «Хлеб всему голова»; Апрель 2021 г. Воспитатель группы
3.2. Экспертиза предметно-пространственной среды и методической продукции.
- мини-выставка продуктов детской деятельности;
- альбом «От зернышка до хлеба»;
- мини-проекты родителей;
- поделки из бросового материала
3.3. Трансляция опыта через интернет-сайт Апрель 2021 г. Воспитатель группы
Показатели результативности
- У детей сформировались знания и представления о выращивании хлеба, истории развития производства, злаковых культурах, труде хлебороба;
- Дети знают названия хлебобулочных изделий, люди каких профессий принимают участие в его изготовлении, знают, как получить муку;
- Сформировались знания об изменении выращивания хлеба;
- работа над проектом способствовала сплоченности детей, улучшению партнерских отношений между родителями и воспитателями.
Перспектива
- Продолжать формировать знания о хлебе и его выращивании, производстве;
- Формировать чувство бережливости по отношению к хлебу;
- Повышать интерес к творческой и исследовательской деятельности детей.
Литература:
- Основная Рабочая программа ДОО;
- Парциальная программа «Берисветик»;
-Парциальная программа Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». : Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.