Ольга Ситникова
Проект «С чего начинается Родина?» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
Публикация «Проект „С чего начинается Родина?“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведё тся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Формы работы с детьми:
• организованно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
• выставки детских работ.
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей :
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории,
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,
II этап - основной, включает в себя различные формы работы с детьми.
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
• Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
• Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
• Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Работа с родителями : составление генеалогического древа «Моя родословная» Консультации для родителей : «Наши привычки – привычки наших детей»
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Задачи:
• Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
• Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
• Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Семейные мини – проекты : «Герб семьи»
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»
Изготовление поделок на день Матери.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Дидактические игры: «Угадай профессию», «Кто кем работает».
Заседания в детско-родительском клубе по теме : «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
Консультации для родителей : «Как воспитать маленького патриота».
Ноябрь
Тема: «История и достопримечательности района».
Тема: «Природа района»
Задачи:
• Вызвать интерес к истории возникновения района
• Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
• Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
• Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
• Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
• Расширять знания детей о природе родного района;
Формы проведения:
Презентации: «История и достопримечательности Шебекинского района»
Фотовыставка «Осень в нашем районе»
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.
Конструирование: «Улицы нашего района».
Выставка рисунков: «Осенняя природа».
Семейный мини-проект : «Любимые места в районе»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Дидактические игры: «Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Угадай что это?».
Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»
Консультации для родителей : «Значение русских народных сказок в воспитании детей»
Декабрь
Тема: «Промышленность района».
Тема: «Спорт, культура и отдых в Шебекинском районе».
Задачи:
• Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
• Познакомить со спортивными учреждениями района: физкультурно- оздоровительный комплекс, бассейн «Дельфин», ледовая арена, стадионы.
• Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Формы проведения:
Беседа о промышленных предприятия х.
Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)
Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях). «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Дидактические игры: «Подскажи словечко»; «Угадай, кому что надо?».
Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».
Спортивное мероприятие с родителями «В здоровом теле - здоровый дух».
Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».
Январь
Тема: «Родной город Шебекино»
Тема: «Мой детский сад»
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
• Познакомить детей с рекой Нежеголь; ее расположением на карте.
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мой родной Шебекино»
Выставка фотографий исторических зданий города.
Беседа «Что такое парки», «Как мне в садике живётся»,
Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад будущего», «Строим новый детский сад»
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, мини-рассказы)
Заучивание стихов:
«Лучше нет родного края» П. Воронько;
«Родная земля» Г. Ладонщиков;
«Родина» В. Семерин;
«Родная земля» П. Синявский;
«Малая Родина» Татьяна Бокова.
Создание книжек-малышек: «Как я в садике живу»
Консультации для родителей : «Роль семьи в формировании патриотических чувств»
Февраль
Тема: «Памятные места родного города»
Тема: «Люди, прославившие наш город»
Тема: «Будущие защитники»
Задачи:
• Познакомить детей с самыми известными памятниками город;
• Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
• Познакомить с известными людьми нашего города;
• Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
• Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
Презентация «Экскурсия к памятным местам города»
Беседа-рассуждение «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для города?», «Что значит быть настоящим мужчиной?»
«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны.
Экскурсия в исторический музей.
Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Моряки», «Мы в армии»
Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину». Газета для пап ко дню 23 февраля.
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины».
Тема: «История нашего края»
Задачи:
• Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
• Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
• Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
• Познакомить с народными прикладными промыслами области;
• Познакомить детей с картой белгородской области, обратить внимание на соседние города и области;
• Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
• Расширять знания детей об истории родного края.
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о Белгородском крае.
Работа с картой Белгородской области (отметить вместе с детьми главные города области)
Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, гжель)
Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)
Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
Просмотр видеофильмов о Белгороде.
Изготовление альбома о Белгородском крае.
Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым России и родного края»
Апрель
Тема: «Люди земли Белгородской»
Тема: «Природные богатства земли Белгородской»
Задачи:
• Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
• Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
• Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
• Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
• Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
• Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
• Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Формы проведения:
Презентация: «Известные люди края Белгородского»
Чтение художественной литературы о людях труда: А. Митяев «Волх Всеславьевич», «Шестой - неполный», В. Я. Брюсов «Труд», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», А. Гостомыслов «Берестяной туесок», Н. Носов «И я помогаю». Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?», «Кто где живет?» Подготовка альбома о природе родного края. Отгадывание загадок и ребусов о животных области. Лепка животных и птиц области. «Конкурс знатоков флоры и фауны» (совместно с родителями). Изготовление гербария лекарственных растений с родителями. Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений. Изучение иллюстрированного справочника по лекарственным растениям. Открытое занятие «С чего начинается Родина?» Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
Результат проекта :
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. Сформировано заботливое отношение к родной природе, способность чувствовать красоту природы, бережно и созидательно к ней относиться. Расширились знания и представления детей о родной стране, о родном городе, о культуре русского народа, повысился интерес к истории России, государственной символике. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны; сформировано нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
В развитии творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности, а возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников дало создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.