Ирина Аринина Фёдоровна
Проект «Русский народный костюм «Сорока»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народный костюм «Сорока»
Учреждение Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Росинка» г. Вольска Саратовской обл.
Полное название проекта «Русский народный женский костюм. Комплект «СОРОКА» (по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды музыкального зала)
Автор проекта : Музыкальный руководитель, высшая категория -Аринина И. Ф.
Руководитель проекта : Заведующий
Публикация «Проект „Русский народный костюм „Сорока“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Сорока, птица
- Темочки
Кадры : Специалисты ДОУ, воспитатели
Город, район г. Вольск,Саратовская область
Адрес организации : г. Вольск, ул. Комсомольская 233
Телефон Тел. : 5-20-69
Вид, тип проекта :
Практико-ориентированный, творческий в сфере создания развивающей предметно- пространственной среды для оптимизации ОП ДОУ.
Краткое содержание проекта :
Проект направлен на создание модели развивающей среды в рамках ФГОС для субъектов образовательного процесса: детей посещающих и не посещающих дошкольное учреждение, родителей, педагогов.
Ансамбль русских женских костюмов «СОРОКА» для взрослых как дополнение к детским русским костюмам для проведения НОД, праздников, развлечений в ДОУ.
Место проведения:МДОУ «Детский сад № 2»Росинка» г. Вольск
Сроки проведения С 1октября2021 по 26 апреля 2022 года
Количество участников : Музыкальный руководитель
Аринина Ирина Фёдоровна.
Форма проведения :Расширение базы костюмов в рамках предметно – развивающей среды музыкального зала.
Продукт проекта : Созданная в музыкальном зале предметно-развивающая среда адекватная реализуемой ООП ДО. Среда, соответствующая особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, эффективно способствующая формированию базиса личностной культуры; развитию индивидуальности.
Ансамбль русских женских костюмов «СОРОКА» для взрослых как дополнение к детским русским костюмам.
Название комплекта женского русского народного костюма «СОРОКА» :
три вида р. н. костюма объединяет русский головной женский убор – сорока.
- понёва (расшитая яркой тесьмой юбка) + рубаха с широкими расшитыми рукавами и поясом,головной убор «СОРОКА».
-Сарафан расшитый+ рубаха и головной убор «СОРОКА».
-к сарафану добавлена душегрея + по цвету душегреи головной убор «СОРОКА».
Головной женский убор «СОРОКА» трансформировался из платка и кокошника Можно сказать объединились – для удобного и красивого головного наряда. Существуют неукоснительные правила как повязывать его и традиция где носить.
Актуальность создания предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем, что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Постановка проблемы:
В связи с выходом федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и требований к условиям возникла острая необходимость в дополнении существующей модели образовательной деятельности, и в частности предметно-развивающей среды- расширении ансамбля русских костюмов для детей костюмами для взрослых в рамках темы «Народные традиции».
Главная сложность состоит в том, чтобы дополнение органично вписалась в предметную среду музыкального зала с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.
Проблема: Есть потребность в расширении и дополнении базы русских костюмов для детей костюмами для взрослых. -«ансамбль русских народных костюмов «СОРОКА».
Цель проекта : Разработка и создание ансамбля костюмов для взрослых «СОРОКА» в рамках предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях музыкального зала с последующим её формированием в соответствии с ФГОС
Задачи проекта :
• Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды.
• Разработать и создать уголок «Русские традиции» в предметно-развивающей и предметно-игровой среде в музыкального зала в стиле «Русские традиции» с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
• Организовать развивающую среду в стиле «Русские традиции», создать ряд костюмов для взрослых и детей для реализации темы «Народные традиции»
• Создать условия для разных видов деятельности дошкольников (игровой, танцевальной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, методической, интерактивной, гостевой, театрализованной).
Механизмы достижения:
Особенности проекта : Ребенок приходит в музыкальный зал и окружающая обстановка должна радовать его, и творческая исполнительская деятельность должна способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
Планирование работы по реализации проекта.
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Подготовительный этап
оформление нормативно-правовых документов. Согласование проекта. Заведующий ДОУ Октябрь
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям, дизайна русского женского костюма. Музыкальный руководитель Октябрь15-19
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. Музыкальный руководитель Октябрь 22-26
Изучение особенностей муз. помещения, выявление особенностей зонирования для организации уголка народной культуры, составление перечня необходимого для оборудования уголка. Музыкальный руководитель Октябрь29-31
Разработка проекта "Русский народный костюм СОРОКА". Музыкальный руководитель Ноябрь1-5
Создание авторского дизайна русского женского костюма «СОРОКА» и его соответствие с народными традициями и детским костюмам. Ноябрь5-10
Деятельностный этап
Исполнение дизайна костюмов : выбор и разработка авторских лекал костюмов, определениерасцветки ткани, расчёт материала, выбор отделки. Фурнитуры. Ноябрь10-25
Приобретение необходимого. Выполнение: раскрой, отделка деталей, сарафана, юбки, пояса, пошив костюмов. Отделка деталей головного убора. Ноябрь20-25 / 2021г.
Заключительный этап
Участие в муниципальном конкурсе «Уголок народных традиций»,
Весенний праздник для детей:- составление сценария. «Пасха»(народные традиции : хороводы, игры, забавы.
Изгововление атрибутов для игр
- карусель, пасхальная композиция:- 12 яиц и кулич,трансформеры.) Февраль-март2022
26 апреля2022г.
Исользование ансамбля русских костюмов в весеннем празднике «Пасха» для детей средней, старшей, подготовительной к школе группы. Дети, педагоги Апрель 26 2022г.
Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы в муниципальном учреждении на заседании методического объединения г. Вольск Муз. руководитель По необходимости
Планируемые результаты.
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ позволит:
- обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
- обеспечить самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
- получить и закрепить знания детей о русской народной музыке и народной культуре;
- обеспечить развитие любознательности, стремления к экспериментированию;
- приобщение детей к русским национальным традициям. ;
- развитие творческой активности и игровых умений детей;
Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников
Трансляция проекта :
• Участие в городских, российских конкурсах проектов.
• Участие в ярмарке педагогических инноваций.
• Публикации в педагогических сборниках, размещение информации о проекте и его результатах на российских педагогических сайтах.
Перспективы развития проекта.
• Организация НОД.
• Организация самостоятельной деятельности детей.
• Проведение праздников, развлечений.
• Проведение концертных программ для ветеранов ВОВ, педагогического коллектива.