Валентина Костылева
Проект «Русская матрёшка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Русская матрёшка"
подготовительная к школе группа
Составили: воспитатели
Костылева В. Н., Лабкова Е. С.
Продолжительность проекта : краткосрочный / 2 недели/
Актуальность темы проекта : у детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.
Публикация «Проект „Русская матрёшка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Методологическая база:
Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.
Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991.
Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982
Алексахин Н. Н. Матрёшка : Методика преподавания росписи матрёшки. – М. :Народное образование, 1998.- 96с.
Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.
Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.
О. А. Соломенникова «Радость творчества»
Н. В. Шайдурова «Веселые матрешки». Учебно-методическое пособие. С-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Иллюстрации о разновидностях матрёшки
Тип проекта : творческий, познавательный
Участники: дети, родители, воспитатели
Цель проекта : формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Для детей:
- познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;
- систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
- развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;
- развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;
- содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.
Для педагогов:
- способствовать творческой активности детей;
- создавать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей :
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- принимать активное участие в образовательном процессе.
Этапы проекта :
Подготовительный этап :
• подбор материала для оформления уголка художественного творчества «Будем знакомы – русская Матрёшка»;
• подбор материала для оформления мини – экспозиции «Матрёшка – народная игрушка»;
• оформление подборки иллюстраций «Какие они разные и такие похожие»;
• подбор методической литературы:
• подбор стихов, загадок, детской литературы
• материала об истории появления матрёшки, её прообразе.
Основной этап:
Образовательные ситуации:
Художественно-эстетическое развитие.
1. НОД Пластилиновая живопись «Веселые матрешки»;
2. НОД Декоративное рисование «Матрешка-Матрена»;
3. НОД Рисование: «Русская Матрешка»
Речевое развитие.
1. «Составление творческого рассказа о Матрешке».
Познавательное развитие.
1. НОД «Русская Матрешка»
2. Беседа «Какие они разные и такие похожие»
3. Беседа "История возникновения матрешки"
4. Беседа "Виды и особенности росписи матрешек"
5. Презентация "Матрешка - душа России"
Музыкально-художественная деятельность
1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
2. Оформление уголка творчества (трафареты, шаблоны, альбомы, раскраски)
Игровая деятельность
1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских.
2. Дидактические игры:
• «Собери матрешку».
• «Построй ряд с закрытыми глазами».
• «Эти удивительные узоры».
• "Разноцветны матрешки"
• "Сложи Матрену" (пазл)
3. Пальчиковые игры.
Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
• Совместная деятельность родителей и детей "Моя Матрешка"
Праздники и развлечения в детском саду:
Творческие выставки
• Выставка рисунков и поделок детей «Матрёшки водят хоровод»
Здоровье и физическое развитие:
• пальчиковые игры, физкультминутки «Матрёшкины развлечения».
Оснащение предметно-развивающей среды:
• оформление мини – экспозиции «Матрёшка – народная игрушка»;
• оформление уголка художественного творчества «Будем знакомы – русская Матрёшка»;
• оформление подборки иллюстраций «Какие они разные и такие похожие»
• папка-передвижка "Русская Матрешка. История и виды"
Работа с родителями:
1. Ознакомление детей с семейными реликвиями – старинными игрушками ;
2. Анкетирование "Знаете ли вы деревянную игрушку - Матрешку";
3. Консультация "История происхождения Матрешки";
4. Рекомендации "Игры с матрешками";
5. Консультация "Как играть с матрешками";
6. Помощь в оформлении мини-экспозиции, выставки детских рисунков;
7. «Трудовой десант» родителей с детьми : изготовление поделок «Давайте познакомимся – русская Матрёшка»;
Завершающий этап:
Музейный урок «Глиняное чудо» (Ефремовский краеведческий музей).
Развлечение для детей с участием родителей «Матрешка приглашает».
Ожидаемые результаты :
- начальные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;
- заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться о распределении ролей и т. д.)
Продукты проекта :
Для детей:
• альбом совместных рисунков «Народная игрушка»;
• выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;
• мини - экспозиция «Матрешка - народная игрушка».
Для педагогов:
• картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;
• иллюстрации о разновидностях матрешек
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.