Зинаида Буслаева
Проект «Русская ложка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская ложка»
Пояснительная записка
Данный проект долгосрочный, делится на четыре блока. Каждый блок посвящен одной росписи и связан с конкретным временем года: хохлома – осень, гжель – зима, городецкая роспись – весна, жостовская роспись – лето. Дети ищут сходство красок данного времени года с красками конкретной росписи.
Этапы прохождения у каждого «времени года» идентичные и главный герой, который знакомит детей с росписями на все времена года - один –«Русская ложка».
Публикация «Проект „Русская ложка“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Заключительный этап в каждом блоке – это театрализованное представление с героями – ложками, декорациями. Дети группы показывают свое представление не только родителям на совместном мероприятии, но и детям младшего дошкольного возраста.
Вид проекта : творчески – информационный долгосрочный
Участники проекта : дети группы компенсирующей направленности с ТНР (5-7 лет)
Срок реализации: октябрь - май
Актуальность проекта : Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
Цели:
• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – хохломской (гжель, городецкая, жостовская) роспись.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Закрепить умение сочетать движения и речь.
• Учить видеть красоту и своеобразие хохломской, гжельской, городецкой, жостовской росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Учить наблюдать за живой природой.
• Учить изготавливать игрушки для театра
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», Городец, гжель, Жостов,ярмарка, коробейник.
Планируемые результаты проекта :
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: хохломской, гжельской, городецкой, жостовской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Проект
Виды деятельности. Пути реализации. Игровая деятельность
• Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Ознакомление с окружающей действительностью
• Знакомство с русской ложкой, ее историей, назначение. Знакомство с росписью. («Золотая хохлома», «Сине-голубая гжель», «Городецкая роспись», «Жостовские цветы»)
• Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи, рассмотреть оттенки снега и льда, весенняя природа похожа на городецкие элементы, что в природе вдохновляло жостовских мастеров)
• Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «Веселый Городец», «Нежная гжель», «Яркие жостовские краски»
Развитие речи
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», гжель, Городец, Жостов, ярмарка, коробейник.
Художественная литература
• Чтение стихов: П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
РЭМП
• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
• Ориентировка в пространстве.
• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Изобразительная деятельность
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Хохломские ложки»,
• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Городецкие цветы».
• Рисование росписей.
• Лепка: посуда «Гжель», «Хохлома»; панно «Жостовские цветы», Городецкие узоры».
Конструирование:
• Конструирование игрушек из ложек и лоскутов
• Изготовление декораций из расписных ложек
Ознакомление с художественной литературой:
• Чтение сказок и выбор сказки для театрализации
• Распределение ролей, заучивание
Работа над эмоциями
• Определение характера героя, подбор соответствующей эмоции
Театрализованная деятельность
• Театрализация выбранной сказки
•Театрализованное представление для младших дошкольников
Музыкальное воспитание
• Песня «На горе-то калина…»
• Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
• «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
• Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
• Частушки;
• Слушание «Русский наигрыш»
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта :
Деятельность детей
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
Деятельность детей
1. Объединение в рабочие группы
2. Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1. Практическая помощь.
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
1. Используют иллюстрации.
2. Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация. Выставка детских работ. Театрализация.
Деятельность педагога
1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».
2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».
3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».
Деятельность детей
1. Готовят костюмы.
2. Рассказывают о народных промыслах.
3. Читают стихи.
4. Загадывают и отгадывают загадки.
5. Исполняют песни, частушки, танцы.
6. Водят хороводы.
7. Играют в народные музыкальные игры.
8. Показывают театрализованную постановку в группе и младшим дошкольникам
Роль родителей в реализации проекта :
Альбом «Декоративно – прикладное искусство»
• Чтение и заучивание стихов.
• Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
• Рассматривание иллюстраций.
• Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.
• Изготовление поделок, картин.
• Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.
Продукт проектной деятельности :
• Альбом «Декоративно – прикладное искусство».
• Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
• Показ театрализованного представления по мотивам РНС