Марина Шальнова
Проект «Русская изба и предметы её обихода» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческий, познавательный.
Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
Продолжительность проекта : декабрь 2021 г. - январь 2022г.
Цель проекта : формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Русская изба и предметы её обихода“ для дошкольников» размещена в разделах
включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию мини-музея «Русская изба»;
вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом;
познакомить детей с бытом людей в старину, а также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину;
ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
Актуальность проекта.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
У воспитанников нашего детского сада нет возможности посещать выставки народного искусства, краеведческие экспозиции в музеях. Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детском саду краеведческого мини-музея. Экспонаты музея можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, музыкальной, изобразительной, так как без зрительных образов ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Духовно-нравственное развитие детей, приобщение их к историческому, культурному наследию возможно только в сотрудничестве с родителями. Иначе воспитание будет неполным, односторонним. Поэтому мы решили в нашем детском саду совместно с родителями организовать мини-музей «Русская изба».
Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)
Формы деятельности в музее:
тематические занятия;
образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим;
экскурсии для воспитанников и родителей;
самостоятельное рассматривание экспонатов;
небольшие беседы с детьми младшего возраста;
просмотр познавательных презентаций;
тематические дни.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
Содержание:
постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников детского сада (педсовет, общее и групповые родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации);
подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями;
оформление мини-музея «Русская изба»;
разработка экскурсий и занятий для детей в мини- музее.
II этап – практический.
Содержание:
проведение занятий-посиделок, занятий-путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта;
проведение открытых занятий, экскурсий для детей, родителей и гостей детского сада;
расширение сведений у детей об обычаях, традициях, жизни по народному календарю, народных промыслах и ремёслах русского народа.
Ш этап – заключительный.
открытое занятие «Русская изба и предметы её обихода»
(Приложение №1);
презентация мини-музея «Русская изба»;
Конспект НОД.
«Русская изба
и предметы её обихода».
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта;
• познакомить кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• развивать художественно-творческие способности детей.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа. В руках у неё хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).
Воспитатель.
Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи.
Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Воспитатель: но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев или лапти (это такая обувь). В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.
Воспитатель: возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Воспитатель: посмотрите, посреди избы стол стоит, скатертью - самобранкой покрыт. А на столе стоит самовар. Самовар был символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Во главе стола всегда сидел отец – хозяин дома, а дальше все члены семьи по старшинству. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.
Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках.
Клали в кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины и девушки ткали половики, шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Вот посмотрите, какие были костюмы. Они были праздничные и будничные. А рядом стоит сундук. Там хранили наряды девушки-невесты, т. е. «Сундук с приданым».
Воспитатель: для работы нужен был свет, а электричества не было. Чем же, по вашему мнению, освещалась комната вечером? В подсвечник вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина, позднее появилась керосиновая лампа (вот она).
Люли, люли, люлюшки, прилетели гулюшки.
Сели гули на кровать, стали гули ворковать
Стали гули ворковать, мою доченьку качать…
В старину вот в такой люльке качали малышей и пели им колыбельные песенки.
Воспитатель: посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок.
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
Воспитатель: молодцы, правильно. А теперь зашли в избу и увидели…
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
***
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
***
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).
***
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).
***
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
***
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).
***
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок- скок и сел в уголок. (веник)
***
Стоит кошка - четыре ножки, что это? (скамейка)
***
Что в избе за коровьи рога? (ухват)
***
Говорит дорожка - два вышитых конца:
Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня испачкаешь меня! (полотенце)
***
На топтале был, на кружале был,
Домой пришел - семью накормил. (глиняный горшок)
Воспитатель: главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «неронен». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения.
Воспитатель: в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.
Воспитатель: хозяйки русской избы часто пользовались ситом. Ситом сеяли муку, чтобы замесить тесто на пироги и тогда оно получилось очень пышным и мягким.
Воспитатель: а вот какие утюги использовали в хозяйстве. Такой утюг нагревался на печи. Открывали крышку, клали раскаленный уголь. Горячий и тяжелый утюг отлично разглаживал одежду и скатерти.
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали задорные танцы, песни, да игра на балалайке – русском музыкальном инструменте.
Воспитатель: ребята, побывали мы с вами в русской избе. Вы заметили, что не было раньше телевизоров. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Главным образом осенью и зимой, занимались ремесленничеством: изготовляли обувь, посуду, вязали, вышивали, шили одежду.
Воспитатель: ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
А теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!