Ляйсан Бикташева
Проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Бикташева Ляйсан
Проект на тему «Русская изба» в старшей группе.
Проект
"Русская изба" в старшей группе.
Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло.
Мы славимся не только русской силой,
Но и традицией народа своего
Те ценности, которые когда то
Публикация «Проект „Русская изба“» размещена в разделах
От прадедов и дедов перешли,
И пусть, быть может, не жили богато,
Но, Русь они любили, как могли.
Как, бабки шили внучкам сарафаны,
И песни сочиняли всем селом.
Звучали и гармони, и баяны,
И собирались за большим столом.
А на столах то, пироги, да булки,
Блины, оладьи, шаньги, калачи,
И аромат, такой по закоулкам,
От каждого двора шёл из печи.
А от застолья, к русскому гулянью,
Под ложек деревянных перебор,
Слышны напевы девичьих страданий,
И до утра, прыжки через костёр.
Под звуки деревенской балалайки,
На край села сбегается народ,
Где старики, рассказывают байки,
А молодёжь, заводит хоровод.
У нас гостей встречают, хлебом - солью
И чтоб красу России показать,
Идут гулять в берёзовом раздольи,
Где трели соловья везде слыхать.
Мчит тройка русская под расписной дугою,
И бубенцы, так весело звенят,
Народ дивИтся, счастье то какое!
Смотреть, как кони в яблоках летят.
Забавы русские, они и нынче в моде
Фольклор, частушка и конечно хоровод,
Пока живёт традиция в народе,
Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт.
Актуальность: Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И мы не можемне заметить, как в наше время остро стоит вопрос утраты традиционного российского патриотизма, снижения воспитательного воздействия культуры и образования, широкого распространения таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие. И мы не хотим безразлично наблюдать за тем, как наши дети проводят все свое свободное в интернете и не видят ничего интересного вокруг себя. Вот почему интересно, хотя бы в рамках детского сада, популяризировать традиционную русскую культуру и все, что с ней связано.
Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Цель проекта :
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа».
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
2. Формирования представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта;
3. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.
Продолжительность проекта : долгосрочный (два месяца.)
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатель, родители.
Прогнозируемый результат.
для детей.
- получение знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- знакомство со старинными предметами домашнего обихода;
- обогащение словарного запаса названиями предметов русского быта;
- приобщение к истокам традиционной культуры, понимать обычаи, традиции;
-формирование представлений о морально-нравственных ценностях:
доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
для педагогов :
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей.
-пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
1 Этап: Подготовительный
-анкетирование родителей с целью выявления востребованности и актуальности проекта.
- консультации для родителей «Быт и традиции русского народа», изготовление поделок.
- подбор дидактических игр («Подбери головной убор к сарафану», «Построй избу», предметов домашней утвари.
-оформление папок: «Потешки», «Песенки», «Домашняя утварь», «Народные промыслы», «Прялки», «Народные игры».
-изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».
2 Этап: Основной
- работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед «Что такое русская изба», беседа о русском быте;)
- чтение художественной литературы, загадки о быте, пословицы о труде.
- подвижные игры: «У медведя во бору», «Репка», «Барашеньки», «Гори, солнце, ярче», «Построй избу», «Помоги плотнику», «Ручеек», «Салки», «Сидит Яша», «Горелки»
- тематические занятия «Быт русских людей», «Хлеб всему голова».
- игры – драматизации «Теремок», «Заюшкина избушка».
- художественное творчество: Лепка «Русская изба», «Посуда».
- аппликация «Русская изба».
- рисование «Посуда», «Роспись Матрёшек».
- музыкальная деятельность: слушанье песен, разучивание частушек.
- работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);
- изучение литературы, информации интернет - ресурсов.
-консультации для родителей:
- «Как люди на Руси жили?»
- «Предметы быта дедушек и бабушек»
- изучение познавательной литературы на тему «Русская изба.» Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.
- анкетирование родителей по теме: «Русская изба».
– создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота». – Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- сбор предметов для музея «Русская изба». – Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)
3 Этап: Заключительный:
- анализ полученных данных
- презентация «Русская изба»
- развлечение «Посиделки у самовара» Диагностика полученных знаний детей;
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок: рассказы и сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин».
Музыкальный уголок: деревянные ложки, погремушки, колокольчики, гармошки.
Центр с/р/ и: «Встречаем гостей» (чайная посуда, игрушечные изделия: баранки, крендельки).
Центр продуктивной деятельности: Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Подведение итогов по реализации проекта.
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей, появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Литература
1. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
2. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
3. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
4. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
5. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с
6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
7. М. В. Тихонова,Н. С. Смирнова. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.