Людмила Савельева
Проект «Русская берёзка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Проект «Русская берёзка»
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную….» А. Прокофьев Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Публикация «Проект „Русская берёзка“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Тема: «Русская берёзка»
Тип проекта : информационный, познавательно - исследовательский, творческий.
Участники: Воспитатели, дети, родители.
Продолжительность: долгосрочный (с сентября по апрель) Предмет исследования: березка. Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие Актуальность
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи.
В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, мы решили выбрать проект о березе, с целью углубления естественно научных знаний детей о березе. Проблема:
Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Цель: Повысить у детей знания о березе, как символе России.
Задачи: Образовательные:
• Приобщение детей к традициям русского народа, связанных с березой.
• Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о березе. Для родителей
• Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного
сотрудничества в ходе реализации проекта.
• Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.
• Сформировать у родителей эстетическое отношение к самому почитаемому дереву России. Ожидаемые результаты по проекту для детей :
- у детей будет сформировано представление о берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
- у детей будет более развита диалогическая речь, грамматический строй, звуковая культура речи.
- обогатится интонационная выразительность речи детей.
- сформировано представление о пользе берёзы, о бережном отношение к природе.
для родителей:
• Включены в совместную деятельность с детьми.
• Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах к самому почитаемому дереву России - берёзе. Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный
• Выбор темы;
• Составление перспективного плана;
• Определение места его расположения;
• Подбор музыкальных, стихотворных произведений, иллюстраций о березке;
• Подбор материала для образовательной деятельности; • Подбор методической и художественной литературы. • Изготовление атрибутов к играм и развлечениям; • Знакомство родителей с содержанием проекта.
• Оформление родительского уголка для родителей.
• Замотивировать на совместную деятельность.
2 этап - Основной
• Актуализация знаний о берёзе.
• Экскурсия к березке (в разные времена года) ;
• Беседы о березе;
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание иллюстративного материала по теме;
• Экскурсия в музей;
• Заучивание стихотворений;
• Разучивание загадок, пословиц, поговорок, примет о березе.
• Изготовление Настольно – печатных, дидактических ;
• Слушание музыки: "Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек); "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия); "Ай да березка" – хоровод (муз. Т. Попатенко).
• Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».
• Оформление выставки рисунков «Люблю берёзку русскую»
3 этап - Заключительный
• Презентация проекта на родительской конференции и на педагогическом совете;
• Изготовление лэпбука «Русская березка» • Оформление мини-музея «Русская березка»; • Развлечение: «Праздник Троицы».
• Распространение материала на сайте мамам, НСИ портал, принятие участие во всероссийском конкурсе проектов. Работа с родителями:
• Анкетирование родителей.
• Изготовление буклетов для родителей: «Приминение берёзы в домашних условиях».
• Разработка консультаций, рекомендаций.
• Создание картотек.
• Пополнение развивающей среды играми, пособиями, изделиям из берёзы и бесты.
• Беседы и консультации
Этапы Деятельность педагогов Деятельность детей
1 этап подготовительный • Подбор литературы по теме:
«Русская березка»
• Анкетирование родителей
• Знакомство родителей с проектом «Русская березка»
• Подборка художественной литературы,
стихотворений, загадок, игр, иллюстративный материал по теме проекта.
• Подбор методической литературы
• Подготовка атрибутов для игр и бесед • Участие в подборе и оформлении необходимых атрибутов, выставок для реализации проекта
2 этап целеполагание Педагог формирует проблему: что мы знаем
о березе как о символе России.
• Наблюдение за березой
• Беседа: «Береза - русская красавица»
• Рассматривание • Дети активно участвуют в
беседе по теме проекта, Рассказывают о березе, ее отличительных особенностях от других деревьях.
• Дети активно участвуют в
экспериментальной деятельности.
бересты березы под лупой.
• Дети активно участвуют в беседе по теме проекта,
• Рассказывают о березе, ее отличительных особенностях от других деревьях.
• Дети активно участвуют в экспериментальной деятельности.
Рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию.
• Д/игра «Расскажи о березе»
• Д/игра «Что с начала, что потом?»
• Д/игра «Угадай дерево»
• Д/игра «Собери березку»
• Отгадывание загадок
• Знакомство с пословицами о русской
красавице
• Проведение познавательного занятия «Береза – Русская краса»
• Конкурс рисунков среди родителей на тему: • Ищут решение задачи с помощью педагога:
- участвуют в игра, беседах, -разучивании стихотворений,
-отгадывании загадок. С большим интересом слушают пословицы
- родители участвуют в конкурсе рисунков
- дети участвуют в подвижных играх
- дети активно участвуют в наблюдении за живой природой
«Люблю березку Русскую»
• Чтение и заучивание стихотворений: -
-С. Есенин «Белая береза»
- О. Герасимова
«Гимн березе»
- А. Прокофьева
«Люблю березку русскую.»
• Подвижная игра «Раз, два, три к березе
беги»
• Рассматривание проклюнувшихся
почек у березы.
3 этап
заключительный Оформление выставки рисунков
• Презентация проекта на педсовете в марте 2020 г
• Презентация проекта на родительской конференции;
• Изготовление лэпбука «Русская березка»;
• Оформление мини-музея «Русская березка»;
• Публикация на сайте
• Проведение праздника «Святая Троица» в июне. • Активно участвуют в образовательной деятельности
• Делятся своими знаниями с
родителями и другими детьми.
Результат: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Систематизированы и расширены знания детей о берёзе. В процессе работы над проектом дошкольники отметили роль берёзы как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к берёзе и к природе в целом.
Создание мини-музея «Русская берёза» в группе подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наш мини-музей всегда открыт для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели. Наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.