Киселева Ирина
Проект «Русь православная» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Русь православная»
Воспитатели: Киселева И. А, Логинова Е. Н.
Вид проекта : групповой, творческий, краткосрочный(1,5 месяца)
Возраст детей: подготовительная группа(6-7 лет)
Время работы над проектом : 1,5 месяца
Режим работы: в режиме дня
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Русь православная“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
I Актуальность: надо учить детей любить свою землю, свою родину. Любить родину – это значит всматриваться в нее глазами души, постигать ее сердцем, обнимать ее крыльями своего духа. Тогда и откроется великолепие родной земли, ее несказанная красота. А главное – передастся ее сила, ее мощь, ее волшебство, ее святость.
Цель: расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление с миром традиционной православной культуры России понятиями культурного и духовного значения.
Задачи:
1. Формировать интерес к истории и культуре Отечества.
2. Формировать ценностные установки в поведении и общении дошкольников на основе традиций православной культуры.
3. Расширять словарь ребенка за счет включения названий предметов культурологического и духовного значения.
4. Воспитывать уважение к традиционным ценностям русского народа.
5. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
-Вызвать интерес у детей к истории и культуре православной России.
-Пробудить в детях уважение к традиционным ценностям русского народа и его укладу жизни.
-Способствовать активному усвоению художественного опыта.
-Пробудить желание к самостоятельной творческой деятельности.
II Разработка проекта :
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать фотоматериал, художественную литературу, музыкальные произведения, иллюстративный материал.
3. Сделать образцы для изобразительной деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
III Выполнение проекта.
Раздел программы Формы и методы работы
Познание Фото - выставка «Храмы России»
Знакомство с главным православным праздником :
1. НОД «Пасха»,
2.«Презентация о главном светлом празднике – Пасха»
Коммуникация
Беседы: «Для чего нужны колокола?»
«Храм»
«Пасхальное яйцо. Крашенки и писанки»
Чтение художественной литературы
Г. Снегирев «Вечерний звон»
«Сказка о том, как появились колокола»
Художественно - эстетическое развитие
Аппликация «Юнные зодчии»
Рисование «Пасхальное яйцо»
Социализация
Строительная игра «Храм»
Д/игра «Составь храм»
Работа с родителями
Драматизация сказки «Пасхальный колобок»
Участие в конкурсе – фестивале декоративно
-прикладного творчества Кафедрального Собора
Живоначальной Троицы города
«Пасхальный сувенир 2024».
Приложение
1. «Занятие-беседа в старшей группе
«Пасха – главный православный праздник»
Ход: - Вы знаете, что скоро наступит праздник, на который мы будем красить яйца, делать творожную пасху и печь куличи. Кто знает, как этот праздник называется? – Пасха.
А еще Пасха по-другому называется - Воскресение Христа.
Этот праздник считается самым главным праздником для всех верующих в Бога. Он - самый торжественный и самый радостный из всех праздников.
А знаете почему? Потому что в этот день случилось самое великое чудо на земле, которое дало людям надежду на вечную жизнь.
- Дело в том, что когда-то давно на земле жил Иисус Христос – сын Бога. И пришёл Иисус Христос на землю, помочь людям и спасти их от смерти, чтобы их души не попали в ад.
- Иисус Христос говорил людям, что, если они перестанут грешить, тогда Бог их простит. И после смерти их душа будет попадать в Рай, к Богу.
- Иисус Христос объяснял всем людям, что для того, чтобы не грешить, нельзя делать плохих поступков, нельзя никого обижать, никогда нельзя обманывать, нужно всегда говорить только правду. Так всегда делал и сам Иисус Христос.
- Многим людям, и Царю, который правил в то время, это не нравилось. Царь не хотел, чтобы все люди становились лучше и знали правду, ведь тогда он не сможет править.
И поэтому Царь приказал убить Иисуса Христа, если тот не перестанет делать людям добро. Но Иисус Христос не испугался. Он хотел, спасти людей, чтобы люди стали лучше, чтобы они перестали грешить и Бог их простил и пустил к себе в рай.
В то время самое страшное и позорное наказание было распятие на кресте, потому что так убивали только бандитов.
И, чтобы испугать людей, которые хотели стать хорошими, и убедить всех, что Иисус Христос обманщик, его тоже, как бандита, распяли на кресте.
- После смерти Иисуса Христа положили в специальное место для мёртвых – пещеру
А через три дня и три ночи Иисус Христос воскрес из мёртвых. Тем самым доказал людям, что всё, что он говорил правда и, что если не грешить, то Бог откроет для них Рай. И после смерти их душа сможет там жить ещё лучше. У всех людей появилась уверенность, что их душа может быть бессмертна, если они станут лучше.
День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.
Именно поэтому первое, что надо произносить, в день Пасхи, когда видите кого-то: «Иисус воскресе», а в ответ Вам должны сказать: «Воистину воскресе». И наоборот.
Символами Пасхи стали яички, кулич и творожная пасха.
Символ - яичко.
Яйца раньше красили только в красный цвет, так как красный цвет означает кровь, которую пролил Иисус Христос на кресте, отстаивая жизнь людей. А еще яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр
Символ – кулич.
Куличи пекут на Пасху, потому что всегда хлеб считался самым главным блюдом на столе. Поэтому, с момента как Иисус Христос воскрес, ему на стол подавали специальный хлеб.
В наше время этот хлеб называется куличом. И его всегда пекут на Пасху, чтобы он был на столе.
Символ – творожная пасха.
Также подавалась на стол, её помещали в специальную деревянную посуду – пасочницу. Наверху пасочницы должны быть буквы ХВ (Христос воскрес, а по бокам - изображения креста, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.
У всех было радостное и веселое настроение, ведь добро победило зло, и Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
На следующий день пасхальной недели ребята разукрашивали яйца в народных росписях и дарили их друг другу.
Пасхальная неделя Великого праздника была доброй и радостной.
Показ презентации о Великом светлом празднике - Пасха.
2. Беседа «Пасхальное яйцо. Крашенки и писанки»
Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец.
Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семей. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
- Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.
«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.
Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:
Когда-то я была богатой. И, приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой в спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить? Вот дар – яичко, символ жизни.
Христос воскрес!
Император ответил Марии:
Как может кто-нибудь воскреснуть? Невероятно это, невозможно.
Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье, когда б яичко — это стало красным.
Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:
-О, император, посмотри скорее! Яичко розовеет, нет – темнеет. О чудо! Оно стало ярко красным!
Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.
Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.
Игра «Перенеси яйцо в ложке» : берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.
Игра «Катись яичко» : Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами «Ты катись, катись яичко, быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.
Есть поговорка «Дорого яичко к Христову дню». Христов день это Пасха. Чтобы подарить красивое яичко его красят и поэтому такие яйца называют крашенки, красят яйца сейчас не только в красный цвет, можно покрасить и в другие яркие цвета. Кроме того яичко можно красиво разрисовать или расписать. Они называются писанки.
Итак…крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет.
Писанка – яйца, разрисованными символическими узорами.
Узоры не просто рисунки - это таинственные знаки, связанные с обрядами. Писанки считались верными помощниками и защитниками здоровья, счастья, удачи. Если на яйце рисовали
дуб или дубовый лист значит желали быть сильным и крепким.
Яблочки – желали быть мудрым, здоровым,
ромб – символ плодородия, желали хорошего урожая
растение - огромную силу, неумирающую красоту,
солнце или колесо – бессмертие,
Рыба – символ здоровья,
птица – предвесник весны, тепла
пчела - счастливая жизнь
сорочьи лапки - защита от злых духов
Много значил цвет при росписи:
красный – цвет радости, желтый – цвет солнца,
черный - цвет земли, коричневый – плодородие.
1-ю писанку расписывали для Бога, 2-ю для родителей, а 3-ю чтобы закликать весну, 4-ю чтобы закликать в дом богатство, достаток.
Пасхальное яйцо
Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое, расписное.
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звезд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
3. Беседа о храме
Как вы думаете что такое храм?
Храм – это особый дом – место встречи с Богом – дом божий! Над ним обязательно ставят крест. Крест для людей – символ спасения. Он напоминает о распятии. О славном воскрешении господнем. Крест состоит из 3 перекладин: одной вертикальной (она показывает путь в небо, в царствие Божие, наверху небольшая перекладина, изображающая табличку с надписью
ИНЦИ- (Иисус Назорей Царь Иудейский) И внизу небольшая перекладина- она изображает подножие к которому были прибиты ноги спасителя.
Крест –хранитель всея Вселенныя,
Крест – красота церкви,
Крест - верных утверждение,
Крест – ангелов слава, демонов язва
Храм чаще всего имеет форму куба (удобно внутри сделать купол).Крыша купола изображает небо. Сверху купола башни с главами.
1 глава – означает Единого Бога
2 главы - что Христос был сын Божий и сын человеческий.
3 главы – Святую Троицу
Главки бывают разного цвета: золотые посвящаются Иисусу Христу, синие – Богородице, зеленый – цвет святого Духа.
Каждый храм имеет свое имя (в честь Спасителя, Богородицы, святых ангелов, в честь церковных праздников.
Какие названия храмов вы знаете?
Рядом с храмом всегда есть колокольня (собирает на службу, возвещает об окончании службы, о праздниках, нападении врага, о несчастье)Это самое высокое строение, так как колокольный звон должен быть слышен далеко на окраинах города.
Здание храма задумано как модель вселенной, образ всего мира, космоса. Человек обращается к Богу особыми словами, которые называются молитвой
4. Беседа «Для чего нужны колокола?»
Звучит колокольный звон. Ребята, что вы слушали? Как вы догадались? Где вы слышали колокольный звон? А сейчас посмотрим картинки и фото колоколов и поговорим о них. Человек лил и использовал колокола с давних времен. На что похожи колокола? Правильно, колокол можно сравнить с этим прекрасным полевым цветком. Все колокола имеют одинаковое строение и состоят из: крепежного уха, головы колокола, поля и языка Толщина стенок колокола неодинакова, поэтому у него такой красивый звук. Колокола льют из бронзы, потому что этот металл очень красиво «поет». колокола имеют разные названия: часовые, набатные, метельные, вестовые, путевые,царские.
Набатный колокол звонил тревожно, энергично если вдруг надвигалась беда: пожар. враг, наводнение. Вечевой собирал жителей на вечернюю службу. Заплутавшемуся в снежную бурю путнику помогали звуки путевого (метельного).Часовые колокола отбивали время. Осадный колокол предупреждал о неприятеле (враге, подошедшему к городу.
С колокольни звон,звон-Благовест зовется он.
Звони, мой колокол,звони!
Зови людей к себе,зови.
Лети,лети благая весть,
Что храм открыт и служба есть! Куда зовет нас колокол?
Д/игра «Собери колокольчик»
Чтение рассказа Г. Снегирева «Вечерний звон»
Аппликация «Юнные зодчии»
Цель: Продолжать знакомство детей с памятниками старины, православной архитектурой – храмами, их предназначении, строении, развивая эстетические созидательные чувства, творчество, воображение.
Предшествующая работа:
Беседы «Для чего нужны колокола?», «Храм», «Пасхальное яйцо. Крашенки и писанки», экскурсия в собор, рисование «Пасхальный натюрморт». Чтение литературы.
1часть
Ход (дети сидят около камина на подушках) :
Рассказ воспитателя : «Так сложилось, что мы мало помним об обычаях, образе жизни наших предков. Но в поверьях, песнях, сказках, былинах встречается очень много правды о старине. С тех пор, как наша Русь приняла веру христианскую- православную, в память о великих событиях было принято на Руси возводить храмы, соборы, часовни. Православный храм – это модель мироздания «дом нашего мира». Человек, вошедший в храм, становится пронизан невидимыми лучами божественной благодати, именно в храме люди объединялись в едином чувстве,
настроении, состоянии души.
Но было на Руси и такое время, когда нарушались русские православные традиции, а много храмов разрушалось. Сейчас пришло время возрождать нашу родную культуру, потому что,
Храмы – это произведение искусства, созданные великими мастерами – зодчими.
В нашем небольшом городке было тоже разрушено много храмов. Это карта нашего города Вольска 300 лет назад. Этими куполами я сейчас отмечу места, где были раньше храмы. Посмотрите, как много их было! Представляете, как они украшали город. Каждый храм имел свое название. Вы знаете, как они назывались? (называют) Молодцы!
Давайте поиграем с вами в «проектное бюро», где мы будем архитекторами – зодчими, ведь именно так называются люди, которые делают храмы. Мы будем проектировать храмы с помощью аппликации.
Что же такое храм? Храм – это особый дом, образ мира, в котором мы живем, купол в храме –небо. Строительство храмов на Руси всегда отмечалось многообразием. Посмотрите, какие они разные (фото разных храмов).Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, а храм? (купола) Что у них общего (купола)
Чем наверху завершается любой храм? (крестом). На что похожи золотые главы храма (на горящую свечу, на шлем богатыря, на сердце).Главы бывают разного цвета, какого? Кому они посвящаются? (золотые – Иисусу Христу, синие – Богородице, зеленые Святому духу). Их может быть разное количество – 1,2,3,4,7. и т. д. Сам храм может иметь разную форму: в виде куба – символ вселенной, всего мира, в виде круга – символ вечности, нет ни начала ни конца, в виде корабля – корабль в царство небесное. Что пристроено к храму? (колокольня) Для чего нужна колокольня? (колокол созывал людей на богослужение, в древние времена возвещал о приближении врага, об опасности, пожаре).
Молодцы! Все знаете! А сейчас давайте займем свои рабочие места и, как настоящие зодчии, начнем творить (дети садятся за столы).
Я уже составила план своего храма. Он получился вот такой (показываю план, нарисованный карандашом и комментирую).Основа храма квадратной формы. В центре – входная дверь, по бокам – окна. Сверху куполообразная крыша. Что украшает крышу (главы, купола)
Сколько их(1,2,3).К храму пристроена колокольня. Она выше храма, прямоугольной формы, у нее есть входная дверь, вместо окон открытые оконные проемы, чтобы звон колокола был слышен далеко. Сейчас вы будете делать храм. Задание будете выполнять вдвоем. Заранее договоритесь, кто будет вырезать храм, а кто колокольню, еще раз посмотрите на храмы. Решите какой он у вас будет и начинайте работать.
2 часть
Дети работают, обращаю внимание на осанку, правильное пользование ножницами, провожу индивидуальную работу. Даю общие и индивидуальные указания.
3 часть
Ну дорогие зодчии, заканчивайте свою работу. (выносят свои храмы на доску для рассматривания работ).Давайте полюбуемся красотой и величием этих храмов. Найдите храм, посвященный Иисусу Христу. Почему? (золотой купол) Богородице?
Когда вы творили, то обратили внимание на необычную музыку – это духовная музыка. Ведь в православном храме игра на музыкальных инструментах не допускается, поэтому там звучит песнопение. Какой праздник сейчас отмечают православные? (пасху).Во всех храмах звучат радостные праздничные песнопения и торжественно звонят колокола. (Звон колоколов)