Евгения Мелещенко
Проект «Рождество Христово» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Рождество Христово» (подготовительная группа)
Подготовила воспитатель : Мелещенко Е. С.
В целом мире торжество –
наступило Рождество.
Тип проекта : краткосрочный, познавательно – речевой, творческий
Срок реализации: краткосрочный (январь)
Публикация «Проект „Рождество Христово“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность темы. В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России». Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Гипотеза проекта : У детей появится стремление к нравственности, душевности.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Сформировать представление о рождестве, рождественских святках, колядках. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Развивать творческие способности детей.
2. Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки. Расширять словарь детей за счё т слов: Рождество Христово, рождественская история, вертеп, колядки; текстов колядок, стихов, рассказов и сказок по теме проекта.
3. Воспитывать любовь к русской народной культуре, обычаям.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми:
• Беседы: «Рождество», «Святки», «Коляда».
• Беседы по картинам русских художников А. Саврасов «Зимний пейзаж», П. Соколов «Тройка зимой».
• Заучивание колядок, стихов, загадок.
1 - Этап - подготовительный :
Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта.
2. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.
4. Подбор материала по теме. (Банк иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве, поделки).
5. Подготовка методического сопровождения по проекту «Рождество Христово».
6. Обогащение предметно-пространственной среды в группе
Оформление группы :
1) Выставка рождественских открыток.
2) Уголок «Рождество Христово» (вертеп)
3) Выставка книг на Рождественскую тему.
7. Изготовление дидактических игр: «Добро и зло», «Что такое хорошо-плохо»
2 - Этап работы - основной
Цель: осуществление педагогической работы.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Проведение бесед.
2. Чтение поучительных историй, сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик»
Т. Даули «Рождественская ночь», «Рождественская звезда», П. Бажов «Серебряное копытце»; Л. Медведев «В сочельник»; А. Плещеев «Елка в школе»; О. Ефремова «Рождество Христово». «Первая рождественская ночь», «Рождение Христа», «Рождественский ангел», «Звезда, ведущая в Вифлеем»
3. Заучивание стихотворений: К. Бальмонт «Снежинка», «Рождество»; заучивание рождественских песен и колядок, «Рождественская история». Стихи на тему «Рождество», колядки. Разучивание стихов на тему: «Рождество Христово».
4. Подготовка презентации «Колядки».
5. Загадывание и разгадывание загадок.
6. Библейские книжки – раскраски: (Научатся штриховать и правильно подбирать цветовую гамму).
7. Аппликация на тему: «Рождественский ангел».
8. Конструирование из бумаги «Рождественский ангел».
9. Рисование на тему: «Рождество Христово»; рисование на тему «Зимние забавы»; изготовление масок для обряда колядования; изготовление подарков и праздничных поздравительных рождественских открыток; конструирование из бумаги: «Свеча»; изготовление вертепа (с помощью родителей). Дети научатся использовать различные приемы и средства для передачи сюжета.
10. Беседа по картинам русских художников: Б. Кустодиев «Ярмарка»;
А. Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
11. Лепка «Вифлеемская звезда» (Использование различных нетрадиционных приемов лепки, развитие мелкой и крупной моторики в процессе лепки).
12. Совместная работа детей и родителей по изготовлению поделок на тему: «Рождество Христово»
13. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде, чем что-то сделать).
14. Проведение подвижных игр «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза»,
15. Сюжетно – ролевые игры: «Семья празднует праздник»; «Дом».
16. Слушание и ознакомление с музыкальными произведениями: П. Чайковский «Декабрь-Святки» из цикла «Времена года»; М. Глинка «Камаринская».
17. Просмотр видеофильмов: «12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».
18. Театрализация «Рождественской сказки» для гостей из бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Родник" Ленинского административного округа".
Задача: Расширить представления детей дошкольного возраста о традициях проведения праздника Рождество Христово.
3 - Этап - Заключительный
Цель: подведение итогов по реализации проекта «Рождество Христово».
Вывод: празднование Рождества Христово объединяет людей, верящих в добро, готовых совершать добрые поступки. Рождество день примирения, доброты, покояния. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света.
Содержание мероприятий:
1. Проведение праздника на тему «Рождество»
2. Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Рождество»
Планируемый результат:
1. Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова. Повысился познавательный интерес к празднику Рождество Христово, расширились представления о традициях его проведения.
2. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи : без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.
3. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
Итог: В заключение можно сделать выводы, вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. Приобретённые навыки дети применяют для дальнейшего развития познавательной и творческой активности. С поступлением в школу они находят себе дополнительное занятие и продолжают заниматься в различных кружках и студиях (музыкальных, вокальных, художественных, танцевальных).
Используемая литература:
1. Блинова Г. П. «Русские народные праздники». М. : Вузовская книга, 2015 г.
2. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб. : Детство-Пресс, 2016 г.
3. Дайн Г. «Детский народный календарь». М. : Детская литература, 2014г.
4. Доронова Т. Н. А «Играем в театр». М. : Просвещние, 2015г.
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.
6. Истомин С. В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2017 г.
7. Капранова Л. Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2014 г.
8. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». М. : ТЦ Сфера, 2015 г.
9. Харлицкий М. С., Хромов С. С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М. : Издательство Российского университета дружбы народов, 2016г.
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.
11. Журналы «Свечечка» 2014, 2015. 2016 г.
12. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 2016г
13. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 2015