Людмила Щегурова
Проект «Россия многонациональная»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участникам проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
Публикация «Проект „Россия многонациональная“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Мы поставили перед собой цель - формирование у детей интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Для достижения цели мы решали следующие задачи:
1. Воспитывать чувство глубокого уважения к людям разных национальностей.
2. Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках играх народов России.
3. Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
4. Совершенствовать исследовательские умения; умение анализировать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
5. Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.
На первом этапе нашего проекта мы составили паутинку, для его реализации.
На втором этапе оснастили предметно-развивающую среду: это познавательный центр - пополнили альбомами «Костюмы России», «Природа России», «Атлас России»; дидактическими играми «Собери флаг», «Одень куклу в национальный костюм»; а также фотографиями и магнитами «Путешествие по разным городам России».
Появились у нас и лепбуки «Народный быт», «Народы России». Их вам представит Кристина Евгеньевна. (презентация лепбука «Народы России»)
В центре изодеятельности дидактическая игра «Продолжи узор» (орнамент, трафареты костюмов для раскрашивания, раскраски «Народные костюмы».
Центр сюжетно-ролевых игр пополнили скатертями с разными орнаментами, головными уборами (веночки, тюбетейки, полотенчиками, прихваточками с декоративными узорами.
Центр речевого развития пополнили альбомами народных пословиц, поговорок, загадок, схемами для составления рассказов, иллюстрациями к сказкам, выставкой книг «Сказки народов России».
Центр физического развития атрибутами для народных подвижных игр.
В ходе реализации проекта были проведены беседы «Наша страна – Россия», «Какие народы живут в России», где мы расширили и систематизировали представления детей о России, её столице, о народах, проживающих на их территории. Развивали у воспитанников умение ориентироваться на географической карте и глобусе, работать с пособием "Атлас России", задавать вопросы и отвечать на них; дети рассматривали альбомы "Жилище разных народов», "Костюмы России", играли в дидактические игры "Одень куклу в национальный костюм", "Собери флаг". Таким образом мы расширяли знания воспитанников об особенностях быта, культуры народов России.
Активными участниками стали родители. Они вместе с детьми делали исследовательские проекты по республикам России. Один из этих исследовательских проектов мы вам сейчас и представим. (Выступление ребенка).
В ходе художественно-продуктивной деятельности-рисования "Матрёшка-матрёна", «Орнаменты для кокошников», лепки "Хоровод дружбы", аппликации "Скатерть" и конструирование из геометрических фигур "Орнаменты к костюмам народов России". Мы развивали у детей не только творческие способности, но и способность организации деятельности, умение оценивать результат своего труда, воспитывать аккуратность, настойчивость. В самостоятельной деятельности воспитанникам были предложены раскраски с изображением национальных костюмов.
С детьми разучили подвижные народные игры "Капуста", «Липкие пеньки» (башкирская народная игра, «Ванюша и лебеди» (белорусская народная игра, «Перетягивание» (кавказская народная игра, которые детям очень понравились и они играют в них на прогулке и в группе.
Мы познакомили наших воспитанников со сказками народов России – «Гора самоцветов», «Малахитовая шкатулка» (уральские сказки) «Сказки народов Севера», «Приглашу я сто ребят» (сборник стихов украинского писателя, «Русские народные сказки».
Рассматривали иллюстрации к сказкам, составляли рассказы по картине "Ярмарка", по схеме "Наша родина Россия" - это помогало нам расширить словарь воспитанников, развивать любознательность, мышление, связную речь, мировоззрение.
Итоговым мероприятием нашего проекта стала выставка "Куклы в национальных костюмах", которая была оформлена родителями, они сшили куклам костюмы разных народов. Фрагмент данной выставки мы вам сейчас и представим. (Выступление детей).
Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России; мы знакомы с национальными играми, сказками. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Дети нашей группы владеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности могут выступать перед аудиторией, уважительно относиться к культуре разных народов.