Зарина Турсумбек
Проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов.
Публикация «Проект „Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольников“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Инновацией этого проекта — стало активное участие в создании музея детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты для музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
В реализации данного проекта мы сотрудничаем со школьным историко- краеведческим музеем МОУ «СОШ с. Березовка».
Наш музей работает по следующим направлениям:
1. Немцы Поволжья;
2. Быт крестьян начала 20 века;
3. «Аллея памяти»- история Гражданской войны, ВОВ и др. ;
4. История родного края;
5. Достопримечательное место «Место приземления первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина».
Первое направление музея «Немцы Поволжья»
В данной экспозиции представлен быт немцев Поволжья, основателей с. Березовка. Это предметы мебели: плетенная этажерка, сервант, стулья; кухонная утварь: котелки, кофеварка, вазы; статуэтки, подсвечники; панно; фотографии и личные документы немцев- жителей села.
Второе направление музея «Быт крестьян начала 20 века»
Тут мы можем познакомиться с одеждой крестьян,обувью, устройством быта.
Третье направление музея «Аллея памяти».
Здесь представлены фотографии ветеранов ВОВ и Афганской войны, снаряды, каски, письма солдат, похоронки, грамоты, награды.
Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941- 1945 годов. Очень важно донести до ребенка чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее. Побудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Необходимо создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом народа в годы войны, сформировать знания о войне, о подвигах героев.
Целью этого направления является патриотическое воспитание дошкольников на примерах героических поступков ветеранов Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Познакомить с героями Великой Отечественной войны, жившими в нашем крае.
3. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;
4. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, сознательную любовь к Родине, гордость за её прошлое.
Данное направление музея создано для того, чтобы познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны в доступной для дошкольников форме, а также познакомить детей с земляками-героями ВОВ и других войн.
Четвертое направление «История родного края».
В этой экспозиции мы знакомимся с жизнью села в 20 веке, с передовиками и выдающимися жителями села Березовка.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностям родного края формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Актуальность данного направления в том, чтобы познакомить детей с историей возникновения села Березовка в доступной для их возраста форме повествования. Экскурсия заинтересует ребят на дальнейшее добывание информации о родном крае и разовьет ответственное отношение к общественно - значимым задачам, бережное отношение к памятникам архитектуры.
Данное направление музея «История родного села» имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста, знакомит детей с родным селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.
Целью данного направления является формирование представлений о родном селе, истории его возникновения, знакомство с архитектурными памятниками и достопримечательностями родного села.
Задачи:
- Расширять кругозор детей о родном селе на основе материала, доступного их пониманию;
- Развивать память, мышление, творческое воображение, коммуникативные качества;
- Воспитывать у детей любовь к родному селу.
Пятое направление музея – Достопримечательное место «Место приземления первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина»
В экспозиции представлены фотографии Ю. А. Гагарина, форма летчика и литературой о первом космонавте.
Программные требования к организации социально-личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о героях космоса, о первом космонавте Юрии Гагарине, о трудной и почетной профессии космонавта, воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии. Формировать, расширять представление о месте приземления Ю. А. Гагарина, так как это место находится неподалеку от села Березовка.
Работа ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников. Побудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Цель этого направления является расширение представления о героях космоса, о первом космонавте Юрии Гагарине, о трудной и почетной профессии космонавта, вызвать гордость за наш родной край.
Проблема исследования: какова роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника?
Цель: патриотическое и гражданское воспитание у детей посредством музейной педагогики.
Задачи:
- создать систему работы с детьми, родителями, педагогами по формированию у дошкольников патриотических чувств.
- сформировать у детей представления: что такое «Родина», «патриот», «патриотизм»;
-расширять у дошкольников знания о Великой Отечественной войне;
- расширять у дошкольников знания о космосе и первом в мире космонавте Ю. А. Гагарина, о месте приземления в родном краю;
- развивать связную речь детей, расширять словарный запас (заучивать стихи, песни, пословицы и поговорки о Родине, о космосе);
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать любовь к семье, малой Родине;
- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей деревни, своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины;
- сформировать активную позицию родителей.
Объект: патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника.
Предмет: процесс формирования патриотических чувств дошкольников средствами экскурсионной и исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта :
Первый этап – организационно-подготовительный:
выявить проблему, поставила перед собой цель, сформулировать задачи; сделать подборку литературы, методического обеспечения для реализации поставленных задач; определить уровень развития патриотического воспитания дошкольников; обсудить с руководством краеведческого музея вопрос о сотрудничестве на предстоящий год и составление плана совместной деятельности; подобрать материал для проведения диагностики, вопросы для анкетирования, выявить уровень родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. Включить элементы музейной педагогики в организованную деятельность детей. Разработать перспективно-тематический план работы. Приложение 1 (Календарно- тематическое планирование).
Предварительная работа по организации музея, прежде всего, заключается в совместной деятельности детей, воспитателя и родителей. Дети и родители ощущают свою причастность к созданию музеев : участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, готовят выступления. Большое внимание я уделяю подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В процессе работы в музее весь материал систематизируется и дополняется. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини – музеях не только можно, но и нужно брать их в руки и рассматривать! В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Второй этап – практический:
Первые занятия, были направлены на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры; музейных экспонатах; музейных профессиях; правилах поведения в музее и др.
В рамках второго этапа реализации проекта запланированы тематические экскурсии согласно календарно- тематическому планированию. Приложение 2 (Планирование экскурсий)
Так как воспитанники нашей группы разных национальностей, проводятся представления национальных традиций (жилище, костюм, кухня, обычаи, игры, оформление тематического уголка в группе.
В своей работе планируются использоваться следующие методы и приемы обучения:
игровой - именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Проектный метод помогает осуществить замысел от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность самостоятельно приобретать знания, воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», Данный метод позволяет делать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Третий этап – заключительный, подведение итогов проделанной работы.
Итогами проектной деятельности будут :
1. Расширение знаний о культуре народов нашего края, позволят воспитателям свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У воспитанников формируются представления о разнообразии народов нашего края, ценность своей нации, уважение к людям другой национальности.
2. Расширение знаний о ВОВ, ветеранах ВОВ и других войн о достопримечательностях родного края. Позволяют формировать у детей ценностное отношение к истории, интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
3. Совместная деятельность воспитателя, ребенка и родителя способствует построению здоровых отношений в коллективе.