Вера Гаврилова
Проект «Родословная моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей и является определяющим фактором формирования личности ребенка. Семья – это первая школа воспитания растущего человека, ведь все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Публикация «Проект „Родословная моей семьи“» размещена в разделах
Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому.
У молодых родителей мало педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно. Молодые родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, какими невосполнимыми потерями в становлении растущей личности оборачивается дефицит общения с родителями. Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создается особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребенке, что является главным условием успешной работы с семьей.
На протяжении многих лет мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: не все дети знают, как зовут их родителей, кем они работают, не могут назвать свой домашний адрес. А про знания имен и отчеств бабушек-дедушек и говорить не приходится!
Проблема недостатка знаний детей о своей семье натолкнули нас на мысль начать работу с дошкольниками по созданию проекта «Моя родословная». Выбор темы проекта связан с историей семьи, ее родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди которые живут рядом.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог – дети – родители.
В наше время эта тема очень актуальна. Уходят в прошлое семейные традиции и семейные праздники, мало кто из детей знает свою родословную. Забыты такие понятия как: «род»,»родословная», «предки».
Цель:
Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.
Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи:
1. Выработать действия: сохранять семейные традиции, создание семейной летописи.
2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
3. Воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям.
Участники проекта :
дети и их родители, воспитатели.
Продолжительность проекта : долгосрочный. (4 года)
Этапы:
1 этап Подготовительный.
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме
• Составление тематического планирования (приложение №1)
• Совместное составление плана работы с родителями над проектом. С учётом мнения всех семей (приложение № 2)
• Подбор конспектов занятий, бесед (приложение №3)
• Довести до семьи важность данной проблемы. Заинтересовать темой проекта.
• 2 этап. Основной
Познавательные беседы:
«Моя родословная». Цель: рассказать о понятиях родословная, генеалогия; воспитывать чувство семейной сплоченности.
«Ты и твое имя». Цель: рассказать о понятиях фамилия, имя; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям; узнать о происхождении или значении фамилии, имени.
«Моя семья». Цель: воспитывать уважение к членам семьи; рассказать, что члены семьи могут иметь разные увлечения; познакомить с правом ребенка, воспитываться в семье; написать небольшой рассказ о себе (Ф. И. О., любимая игрушка, мультфильм, друг и т. д.)
«Чем я порадую своих родителей». Цель: воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей, прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.
«Моя дружная семья», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений», «Папа – мой лучший друг», «Мои близкие», «Как я помогаю маме», «Моя мама, мой папа» (расширение представлений детей о родителях, «Отдыхаем всей семьей»; «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу); «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); «Домашние обязанности» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома); и т. д.
Занятия по познавательному развитию:
«Моя семья».
«Братья и сёстры».
«О бабушках и дедушках».
«Самый дорогой человек»
Чтение детям сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко» и др.
Чтение и разучивание стихов:
«Посидим в тишине» Е. Благинина, «Мамин день» Г. Виеру, «Мама» Я. Ким, «Вот какая мама» Е. Благинина.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья». «Детский сад», «Дом», «Играем в профессии», «Кем быть», «Мы идем в гости», «День рождения», «Наш дом»;
• Дидактические игры: «Кто я» (укрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими, «Занимательная арифметика», «Занимательная история», «Семейные головоломки», «Кто кому мама, кто кому папа»,»Занимательные профессии».
• Настольные игры «Собери мамин портрет», «Семья»,»На кого я похож», «Занимательная география».
• Пальчиковые игры.
Занятия по продуктивной деятельности:
«Платье для мамы».
«Вот какая мама».
Работа с родителями:
Памятки «Права и обязанности родителей», «Советы по воспитанию внуков».
Участие родителей в жизни группы.
Выставка рисунков «Моя родословная».
3 этап. Заключительный
Праздник «Счастливое детство»
Формы реализации проекта :
Беседы.
Сюжетно – ролевая игра.
Занятия по познавательному развитию.
Занятия по продуктивной деятельности.
Чтение сказок.
Чтение и разучивание стихов.
Обеспечение: иллюстрации, художественная литература, тематические альбомы, картинки, цветные карандаши, альбомы, гуашь, цветная бумага, цветной, белый картон, ножницы, клей, атрибуты к сюжетно – ролевой игре.
Предполагаемый результат:
1. Возрождение традиций семейного воспитания.
2. Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.
3. Развитие партнёрских отношений в семье.
Презентация проекта :
Выставка рисунков родителей и детей генеалогического дерева «Моя семья», «Моя родословная».