Наталья Коновалова
Проект «Репортажи с кормушки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тип проекта :
По доминирующей деятельности: познавательно - исследовательский
По содержанию: естественно - научный
По числу участников проекта : групповой
По времени проведения: кратковременный (январь с 13.01.19 по 31.01.19)
По характеру контактов: воспитатели, дети разновозрастной группы, родители.
2. Актуальность проекта :
Темочки:
Зима - для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. Многие птицы жмутся к человеческому жилью в поисках пищи. Ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Хорошим воспитательным методом в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как сопереживание, сочувствие, является привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам. Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности проекта ««Репортажи с кормушки» можно считать своевременным и актуальным.
3. Цель проекта :
1. Расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
4. Задачи проекта :
1. Знать какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются зимой.
2. Привлечь детей и родителей к помощи птицам в зимних условиях.
3. Проводить ежедневные наблюдения за поведением и питанием прилетающих на кормушки птиц в течение двух недель, фиксировать наблюдения в дневнике.
4. Выяснить, какие кормушки и виды корма предпочитают разные птицы.
5. Воспитать эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им.
5. Предмет экспериментального исследования:
Образ жизни птиц зимой.
6. Гипотеза проекта :
Если привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц через организацию практической деятельности, то это будет способствовать развитию их познавательно-исследовательских способностей.
7. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше: спрятались насекомые, дует сильный ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц, которые просят о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать.
8. Название итогового мероприятия:
- Беседа «Покормите птиц зимой»
9. Обеспечение проектной деятельности :
А) методическое: (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, журнал «Дошкольное воспитание №7 – 2008г. А. Каменская, В. Левченко «Цикл занятий о птицах»; Дошкольная педагогика №7 – 2009г. «Птицы – наши друзья»; Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / Волчкова В. Н., Степанова Н. В, Экологические занятия с детьми 5-6 лет / Бондаренко Т. М.)
Б) материально-техническое: (кормушки, корм для птиц, фотоаппарат, дневник наблюдения.)
В) Дидактическое: («Зимующие птицы», «Кто что ест?», «Что есть у птицы?», «Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Один - много», «У кого кто?», «Угадай птицу по описанию», «Счёт птиц», «Расскажи о птице», «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит?», «Накорми птиц», «Зимние гости», «Верю – не верю»
10. Предполагаемый результат:
- Расширение у детей экологических знаний, позволяющих осознать единство всей природы и место человека в ней.
- Продуктивная деятельность детей совместно с родителями в оказании помощи птицам в холодный период года (изготовление кормушек, подкормка птиц).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, активной жизненной позиции, коммуникативных навыков.
- Формирование сочувствия, сопереживания, желания помочь.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный с 13.01.19 по 17.01.19
• Обсуждение цели и задач с детьми, родителями
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Подготовка конспектов занятий, бесед, дидактических игр, наглядности, литературы.
II этап – основной (практический) с 20.01.19 по 24.01.19
• Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
• Заготовка корма для птиц
• Изготовление кормушек
• Подкормка и наблюдение за птицами
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
• Ведение дневника ежедневных наблюдений за птицами, прилетающими на участок
III этап-заключительный с 27.01.19 по 31.01.19
• Обработка результатов по реализации проекта
• Презентация проекта (освещение опыта работы на педагогическом часе в ДОУ, на сайте детского сада, на сайте МААМ в блоге воспитателя Коноваловой Н. Г.)
• Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории детского сада
Комплексно - тематическое планирование
№ Мероприятия Срок
1 Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Кормушка»
20.01.19
2 Обобщающая беседа «Покормите птиц зимой»
24.01.19
3 Рассматривание серии картин «Птицы»
2 этап
4 Заучивание «Друзья» Н. Дьякова
21.01.19
5 Дидактические игры «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит?», «Накорми птиц», «Зимние гости», «Верю – не верю», «Скажи наоборот», «Назови ласково» ежедневно
6 Игры – инсценировки «Узнай птицу», «Чем питаются зимующие птицы?», «Зимний разговор через форточку»
7 Чтение детям Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба», «Еловая каша», Г. Скребицкий и В. Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости», А. Яшина «Покормите птиц зимой!», В. Бианки «Кто сыт – тому голод не страшен», «Холодно в лесу, холодно», «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», «Сумасшедшая птица», Г. Снегирёв «Про птиц», В. Зотов «Клёст», «О птицах», М. Горький «Воробьишко»
ежедневно
8 Конструирование «Как розовые яблоки на ветках снегири» в технике оригами
24.01.19
9 Лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри!»
23.01.19
10 Подкормка птиц во время прогулки
ежедневно
11 Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках
ежедневно
12 Экскурсия по городу с целью наблюдения за птицами
23.01.19
13 Наблюдение за птичьими следами
ежедневно
14 Коллективное рисование «Птицы на кормушке»
2 этап
15 Раскрашивание картинок птиц, рисование птиц по шаблонам
ежедневно
16 Подвижные игры «Вороны», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка», «Филин и пташки», «Тепло – холодно» ежедневно
17 Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек
2 этап
18 Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»
2 этап
19 Изготовление угощения для птиц (птички с наклеенным пшеном)
Результаты исследований:
Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки. У нас сделаны четыре кормушки : одна - из пластиковой бутылки, вторая - открытый домик из дерева, третья – закрытый домик из пластика и фанеры и четвертая – кормушка-булавка с салом для синиц. В кормушках есть крыши, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, пшеница, овсянка, ячневая крупа, несоленое сало.
Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. К нашим кормушкам стали прилетать воробьи и голуби. Вороны наблюдают с дерева. Голуби съедают весь корм, успевают во все кормушки и даже едят со стола. Воробьи едят остатки и то, что разлетается от еды голубей. Они осторожные и боязливые, долго думают и наблюдают, а голуби не боятся, готовы есть с рук. Когда давали птицам кусочки хлеба, то воробьи старались схватить кусочек и улететь подальше, чтобы никто не отнял. Не зря его называют «юркий плут, воришка, забияка, драчун». Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии». Сестрички-синички добрые, дружные. Один раз на участок прилетал поползень, но к кормушке он не подлетал. Мы наблюдали за его поведением, передвижением. Оказывается, он может передвигаться по стволу дерева вниз головой. Мы научились различать птичьи следы.
В библиотеке мы взяли книги: «Школа юннатов» Анатолия Онегова и «Книга природы». Из них узнали, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели, но пока к нам они еще не прилетали.
Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
Из журнала мы узнали, что Союз охраны птиц России ежегодно выбирает птицу года. Ранее такой титул носили лебедь, зимородок, сова, снегирь, чибис.
В итоге проведё нных наблюдений мы научились:
• насыпать корм в кормушки, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала
• кормить птиц различным кормом
• наблюдать и вести дневник наблюдений.
Мы узнали:
• какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму
• как различить птиц по окраске
• какие корма предпочитают птицы
Сделали выводы:
• птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее
• В ветреные дни птицы не прилетают
• Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона. Пшено, ячневую крупу едят дольше всего, потому что они мелкие
• Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, вороны - поодиночке
• Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны, поползень
• За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить
• Продолжать вести дневник наблюдений, ждать других гостей