Елена Стороженко
Проект «Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края»
Актуальность
В наш не простой век, когда вопросы экологии особенно значимы, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект „Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
В ходе бесед с детьми выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края поэтому, мы решили реализовать проект «Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.. Прежде всего, мы должны изучать права и обязанности в отношении охраны природы, закрепленные основными Законами РФ.
Название: «Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края».
Автор: Стороженко Елена Алексеевна.
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Сроки: сентябрь-ноябрь.
Тип проекта : педагогический.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Цель проекта :
познакомить детей с Красной книгой Ставрополья.
Познакомить с основными причинами сокращения численности птиц. Учить делать выводы. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- сформировать представление о редких животных, птицах, занесенных в Красную книгу Ставрополья;
- воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь и сохранять её;
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
Методы работы: беседы, подборка литературы, работа с интернет-ресурсами.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Предполагаемые результаты.
1. Сформировать знания детей о «Красной книге».
2. Организовать выставку совместных поделок, детей и родителей оформить презентацию.
3. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Красная книга Ставропольского края;
4. Изготовить памятки для родителей: «Воспитываем бережное и безопасное поведения в природе».
5. Сформировать у детей эмоциональное отношение к окружающему миру, а также сформировать практические знания и умения по охране природы (изготовление кормушек для птиц, кормление птиц,уборка мусора в природе)
Этапы реализации проекта
«Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
-Приобрели «Красную книгу».
-Подобрали иллюстрации и краткое описание, птиц, занесенных в «Красную книгу» Ставропольского края.
-Подобрали материал о заказниках, заповедниках, которые есть на территории Ставропольского края.
-Подобрали материал по художественному творчеству (веточки, засушенные листья, орехи, каштаны, шишки, пластилин, картон, стеки, цветную бумагу, ножницы, клей, для изготовления поделок по теме проекта.
-Подготовили художественную литературу для чтения по теме проекта.
-Заинтересовали темой нашего проекта родителей, привлекли их иучению и сбору материала по теме проекта.
2. Основной этап. (Реализация проекта.)
2.1. Познавательное развитие:
Беседы: «Красная книга - зачем она нужна», «Нужна ли природе твоя помощь», «Природа в опасности», «Животные, которые обитают в лесах, степях, водоемах Ставропольского края». Знакомить с пословицами и поговорками о животных, загадки.
2.2. Коммуникация: - НОД «Природа Ставропольского края».
2.3. Социализация: Сюжетно-ролевая игра: Зоопарк.
Дидактические игры: «Кто где живет», «Чья мама?», «Хорошо-плохо» и др.
Настольно-печатные игры: кубики, домино, пазлы.
2.4. Чтение художественной литературы: Выписки из энциклопедий, «Окружающий мир», М. Пришвин «Еж», И. Соколов- Микитов «Белки», «Листопадничек», «На лесной дороге», «В берлоге», В. Бианки «Купание медвежат», Г. Снегирев «След оленя», Р. Н. С. «Хвосты», «У страха глаза велики», М. И. Молюков «Зубр» (отрывок, А. А. Плешаков «Сборник сказок о животных».
2.5. Художественное эстетическое развитие: Рисование: «Дикие животные лесов Ставропольского края». Лепка: по произведениям «Листопадничек».
2.6. Здоровье. Подвижные игры: «Охотники и зайцы», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Лиса в курятнике». Р. Н. И. «Стадо», «Волк» Физминутки: «Дикие животные», «Мишки», «Звериная зарядка» Динамические паузы: «Мишка вылез из берлоги», «Сидели два медведя», «Зайцы», «Ежик»
2.7. Музыкальное развитие; -прослушивание аудиозаписи песен: «Раз морозною зимой» «Почему медведь спит зимой» «Песенка диких зверят» «Песенка белочки» и др.
2.8. Работа с семьей: - беседы ; памятки; - консультации; - изготовление материала «Наша Красная книга» - просмотр мультфильмов о диких животных; «Волк и теленок», «Доктор Айболит», «В мире животных», «Крутые бобры», «Звериные приключения» Акция: «Принести книгу о животном и расскажи о нем всем детям.»
Схема осуществления проекта «Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края»
Раздел программы Содержание деятельности. Сроки
Беседы с детьми: - Птицы, какие они?
- Зимующие и перелетные птицы
- Учитесь жалеть и беречь.
- Разрешение проблемных ситуаций:
Что бы вы сделали, если бы увидели.
Сентябрь
НОД 1. «Как узнать птицу».
2. «Осенние заботы птиц».
3. «Составление описательного рассказа о птицах».
4. «Птицы – наши друзья»,
5. «Самая печальная книга природы – Красная книга», «Красная книга Ставропольского края».
6. Аппликация, лепка, рисование:
«Снегири - как розовые яблоки»,
«Птицы прилетели»,
«Волшебный птичий хоровод».
В течении всего времени
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Что за птица?»;
- «Раздели птиц на перелетных и зимующих»;
- «Лишняя картинка»;
- «Угадай по описанию»;
- «Составь картинку из частей».
Пальчиковые игры:
- «Воробьи»;
- «Птички»;
- «Веселое путешествие»;
- «Птенчики в гнезде».
Подвижные игры:
- «Гуси-лебеди»;
- «Воробышки и автомобиль»;
- «Лиса и куры»;
- «Не боимся мы кота»
В течении всего времени
Экспериментальная деятельность: - Что дальше улетит?
- В воде купался - сух остался.
- Нефть и перья.
Октябрь-ноябрь
Работа с художественной литературой: 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка».
2. Чтение сказки В. Даля «Ворона».
3. Стихи: Александрова А. «Скворцы»;
4. А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
5. В. Берестов «Птицы»
6. Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
7. Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».
В течении всего времени
Работа с родителями:
- подборка книг, журналов о птицах;
- консультации о заготовках корма для птиц,
- помощь в изготовлении скворечников и кормушек,
- оформление альбома «Я и птицы». Сентябрь
октябрь
Совместный труд воспитателя с детьми: - Наблюдение за птицами на кормушке, подкормка зимующих птиц.
В течении всего времени
3. Заключительный этап.
Открытое мероприятие Стороженко Е. А. «Зимующие и перелетные птицы».
Защита проекта в форме презентации на педагогическом совете.
В реализации проектной деятельности :
-знания детей о птицах расширились;
- дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
- на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная речь.
- дети научились правильно подкармливать птиц.
- у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
- повысился познавательный интерес у детей.
-дети познакомились с редкими и исчезающими птицами Ставропольского края, узнали об особенностях их строения, жизнедеятельности и причинам, которые привели к сокращению их числености.
-создание продукта проекта - видеофильм «Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края».
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
7. Красная книга Ставропольского края.
8. Л. И. Грехова «В союзе с природой»
9. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»
10. В. А. Степаков «Атлас животного мира»
11. В. А. Степаков «Животный мир земли»