Татьяна Шпилева
Проект «Речь вести — не лапти плести»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
Автор проекта : воспитатель Шпилева Татьяна Викторовна.
Исполнитель проекта : воспитатель подготовительной группы Шпилева Татьяна Викторовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : Познавательно-творческий.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Охватываемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: 6-7л.
Публикация «Проект „Речь вести — не лапти плести“» размещена в разделах
«Если мы хотим научить думать, то, прежде всего, мы должны научить придумывать». Дж. Родари
Актуальность проекта :
НЕБЫЛИЦЫ (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
Упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.
Чуковский К. И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…
Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.
Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы, — отмечал К. И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».
Проблема:
Основная цель проекта.
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством придумывания небылиц.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей: дополнять прочитанные произведения своими версиями сюжетов, эпизодов, образов.
2. Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
Способствовать формированию эмоционального отношения к художественному жанру «небылицы».
Принципы:
1. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
2. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
3. Принцип природособразности – учитывается возраст детей и их интересы.
Этапы проекта :
Проект включает три основных этапа:
Подготовительный:
Постановка целей и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Деятельностный:
• Ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед.
• Работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация,
• Совместно-организованная деятельность с детьми.
• Проведение мероприятий.
• Творческие работы с детьми на тематику.
Завершающий:
Подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Форма реализации проекта :
Работа с родителями: консультации: «Небылицы – упражнения, развивающие мышление ребенка»
Ожидаемые результаты:
1Знают что такое небылица, путаница и перевертыши.
2. Дети научились составлять короткие небылицы.
3. Подобран художественный материал и создана картотека небылиц.
4. Научились анализировать небылицы.
5. Умеют находить логические ошибки на рисунке
Своей работой мы укрепим «ниточку», которую называют связью поколений и сделаем все, чтобы эта работа с детьми была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, увлекательной и эффективной.
Ресурсное обеспечение проекта :
- картотека дидактических игр, книги, конспекты бесед, НОД
- детская и методическая литература.
презентации и видеоматериал по теме
Литература:
1.. ООП ДО «От рождения до школы», М. «Мозаика – синтез» 2015.
2. Агаева Е. Л., В. В. Брофман, А. И. Булычева «Чего на свете не бывает?», М., «Просвещение», 1998г.
3. Волина В. В. «Игра- дело серьезное», Санкт-Петербург, «Зенит», 1999г.
4. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». – М., 1991г.
5. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? – М., 1994г.
6. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм Дошкольное воспитание. -1991г. -№9.
8. Мартынова А. Н. «Потешки, считалки, небылицы» М., «Детская литература», 2005г.
9. Пеньковская Л. А. «Детское словесное творчество» исследование». – М: 1999г.
https://culture.wikireading.ru/63951
https://www.o-detstve.ru/articles/mpi2014/16350.html
https://multiurok.ru/files/znachenie-nebylits-v-zhizni-detei.htmlhttps://raguda.ru/ds/poslovicy-i-pogovorki-dlja-doshkolnikov.html
Системная паутинка
«Небылицы»
Речевое развитие Чтение небылиц (приложение№1)
НОД:«Небылицы- перевертыши»
Составление детьми небылиц сказок с родителями
Сообщения детей о небылицах.
Обыгрывание Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Я медведя поймал», «
Чтение рассказов небылиц Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом
Разучивание небылиц.
Социально-коммуникативное развитие
«» Беседы «Как и откуда, появились небылицы?», «Какие бывают небылицы?», «Считалки- небылицы»
С/ И: «Бывает – не бывает», «Что не так», «Быль – небылица»,
«Правда – неправда», «Верю, не верю».
Д/И «Найди небылицу».
Просмотр мультфильмов: «Ишь ты, масленица», «Кто расскажет небылицу?», «Небылицы в лицах», «Ух ты говорящая рыба», «Кот и кит»
Познавательное развитие НОД: «Что такое небылицы».
Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Загадочный зверь». «Кот и кит»
Рисование: «Звери, птицы – небылицы».
Аппликация: «Чудо- дерево»
Прослушивание песни В. Шаинского «Небылицы», музыкальных потешек. «В песенке в этой ни в чем не соллгу»
Физическое развитие П/И «Зверь, птица, небылица», «Снежный ком»,«Любопытный».
«Барашеньки- крутороженьки», «На горе стояли зайцы»
Две сороконожки бежали по дорожке
Физкультминутка: «Бегут, бегут со двора», «Ой, качи, качи, качи», «Два медведя»