Наталия Широкова
Проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
(дошкольники среднего возраста)
Воспитатель:
Широкова Н. С.
2018-2019
Цель проекта : Развитие речь детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность.
Задачи проекта :
- создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;
- формирование грамматического строя речи;
Публикация «Проект „Игра игрой сменяется, речь наша развивается“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- расширение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации проекта
Дети:
• в результате возникшего интереса к играм будут самостоятельно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игровые логоритмические упражнения;
• совершенствовать звуковую культуру речи;
• развивать словарь, грамматический строй речи, связную речь, коммуникативные навыки;
• активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
• использование игр позволит снизить у детей утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность.
Родители:
• повысят уровень педагогической компетенции в области коррекции речи детей средствами игровых технологий;
• повысят уровень активности, педагогической культуры родителей;
• в ходе игры сформируется положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.
Актуальность проекта :
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путм спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов, во время игр дети овладевают навыками правильной речи. Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры, игры на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм, артикуляционной гимнастики.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и
всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя
игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и
запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре
наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности
личности ребенка. Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет
организацию игрового пространства в группе.
Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое
оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы -
заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного
использования объекта, на собственном примере показывают детям, как
пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики,
объясняют действия). В группе среднего дошкольного возраста воспитатели
вместе с детьми изготавливают множество предметов - заместителей, так
как задача педагога - научить детей отражать роль словесного, без опоры
на реальный предмет.
В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети
разворачивают любые сюжетно - ролевые игры, объединяясь в небольшие
группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включенного партнера:
он просит ребенка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и
беря на себя определенную роль.
Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют ее среду, изменяя ее в ходе развития сюжета.
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение
самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги
стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении
сюжетов речью и оригинальными событиями.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному
явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная
деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя
персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным
ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2018г - май 2019г)
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Развитие игровой деятельности
В игре ребенок развивается, познает мир, общается. В средней
группе воспитатель продолжает развитие самостоятельной
игровой деятельности детей.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как :
- дидактические игры,
- игры на развитие речевого дыхания;
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- артикуляционные игры,
- пальчиковые игры,
- сюжетно – ролевые игры.
План проекта
Дата Игры Цели
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Дидактические игры (приложение 1) :
«Угадай, что делать?»
«Назови одним словом»
«Угадай, что звучит?»
«Звуковые часы»
Подвижные игры (приложение 2) :
«У медведя во бору»
«Ловишки»
«По ровненькой дорожке»
«Мой веселый звонкий мяч»
Театрализованные игры (приложение 3) :
Игра-драматизация «Репка»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Забей Дракоше гол»
«Бабачка летит»
Сюжетно-ролевые игры (приложение 5) :
«Парикмахерская»
«Магазин»
Пальчиковые игры (приложе-ние 6) :
«Игрушки»
«Осень»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Угадай, кто кричит»
«Громко, тихо»
«Горячо - холодно»
«Что бывает?»
«Моторчики»
Подвижные игры (приложе-
ние 2) :
«Воробышки и кот»
«Птички в гнездышках»
«Листопад»
«День и ночь»
Театрализованные игры (при- ложение 3) :
Игра-инсценировка по русской народной сказке «Заячья избушка»
Сюжетно-ролевые игры (при-ложение 5) :
«Строители»
«Больница»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Кто загонит мяч в ворота»
«Горячий чай»
Пальчиковая гимнастика (при-ложение 6) :
«Любимые сказки»
«Осенние листья»
Артикуляционная гимнастика (приложение 7) :
«Хоботок»
«Улыбка»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Узнай по описанию»
«Кто где живет»
«Кто как кричит?»
«Поспешили-насмешили»
Подвижные игры (приложе-
ние 2) :
«Серсо»
«Море волнуется»
«Гуси-лебеди»
«Подбрось и поймай»
Театрализованные игры (при-ложение 3) :
Игра-драматизация
«Кошкин дом»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Пускание корабликов»
«Шарик надули, шарик спустили»
Пальчиковые игры (приложе-ние 6) :
«Овощи»
«Салат»
Артикуляционная гимнастика (приложение 7) :
«Слоник»
«Беспокойный язычок»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Подбери по цвету»
«Лови да бросай, цвета назы-вай»
«Что бывает круглым?»
«Не разбуди Катю»
Подвижные игры (приложе-ние 2) :
«Ловишки с ленточками»
«Ловишки из круга»
«Повар и котята»
«Совушка»
Театрализованные игры (приложение 3) :
Игра-драматизация сказки «Колосок»
Сюжетно-ролевые игры (приложение 5) :
«Семья»
«Айболит»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Фокус»
«Одуванчик»
«Чья птичка дальше улетит?»
Пальчиковые игры (прило-жение 6) :
«Фруктовая ладошка»
«Белка»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Кто внимательный?»
«Кот и мыши»
«А что у вас?»
«Назови одним словом»
Подвижные игры (приложе-ние 2) :
«Жмурки»
«Найди свое место»
«Самолеты»
«Зайка беленький сидит»
Театрализованные игры (приложение 3) :
Игра-драматизация «Теремок»
Сюжетно-ролевые игры (при-ложение 5) :
«В библиотеке»
«Детский сад»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Самый быстрый карандаш»
«Ветер дует»
Пальчиковая гимнастика (приложение 6) :
«Грибы»
«Листья»
Артикуляционная гимнастика (приложение 7) :
«Улыбка»
«Чистка зубов»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Угадай, что делают»
«Уменьшаем и увеличиваем»
«Незаконченные строчки»
«Чья? Чей? Чье? Чьи?»
«Идите с нами играть»
Подвижные игры (приложе-ние 2) :
«Лохматый пес»
«Карусели»
«Пузырь»
«Хитрая лиса»
Театрализованные игры (при-ложение 3) :
Игра-драматизация
«Кто сказал мяу?»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4)
«Пускание корабликов»
«Чей пароход долго гудит?»
«Снег кружится, летает»
Пальчиковая гимнастика (приложение 6) :
«Снежок»
«Зимние забавы»
«Маленькие рыбка»
Артикуляционная гимнастика (приложение 7) :
«Пятачок»
«Барабанщик»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Магазин»
«Угадай, кто как кричит»
«Зоологическое лото»
«Какой цветок?»
Подвижные игры (приложе-
ние 2) :
«Серый зайка умывается»
«Перелет птиц»
«Салки»
«Такси»
Театрализованные игры (при-ложение 3) :
Игра - драматизация «Колобок»
Сюжетно-ролевые игры (приложение 5) :
«Аптека»
«Кафе»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Волшебные бабочки»
«Фокус»
Пальчиковые игры (приложе-ние 6) :
«Дружба»
«Морские животные»
Артикуляционная гимнастика (приложение 7) :
«Змейка»
«Пароход гудит»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Доскажи словечко»
«Веселый мяч»
«Один-много»
«Какое небо?»
Подвижные игры (приложе-ние 2) :
«Бубенцы»
«Дубок»
«Догони меня»
«По местам»
Театрализованные игры (приложение 3) :
Игра-драматизация «Снегурочка и лиса»
Сюжетно-ролевые игры (приложение 5) :
«Салон красоты»
«День рождения»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Надуваем шарики»
«Одуванчики»
Пальчиковые игры (приложе-ние 6) :
«Овощи»
«Капуста»
Артикуляционная гимнастика (приложение 7) :
«Чистим зубки»
«Киска»
Дидактические игры (прило-жение 1) :
«Так ли это звучит?»
«С какого дерева фрукт»
«Неразбериха»
«Ласковые слова»
Подвижные игры (приложе-ние 2) :
«Найди себе пару»
«Мороз Красный нос»
«Медведь»
«Капуста»
Театрализованные игры (приложение 3) :
Игра-драматизация «Волк и семеро козлят»
Сюжетно-ролевые игры (при-ложение 5) :
«Зоопарк»
«Семья»
Игры на развитие речевого дыхания (приложение 4) :
«Звуки вокруг нас»
«Дует ветер»
Пальчиковые игры (приложе-ние 6) :
«Насекомые»
«В гости к пальчику большому»
Артикуляционная гимнастика: (приложение 7) :
«Слоник пьет»
«Индюки болтают»
Развивать слуховое внимание.
Учить называть одним словом предметы, описанные воспитателем.
Развивать слуховое внимание.
Учить детей определять пер-вый звук в слове.
Упражнять в беге по опреде-ленному направлению, с увер-тыванием; развивать связную речь.
Развивать у детей умение сог-ласовывать движения со сло-вами.
Развивать у детей умение дви-гаться ритмично, согласовы-вать движения со словами.
Учить детей внимательно слу-шать текст и убегать только тогда, когда будут произнесе-ны последние слова.
Пополнить и активизировать словарь детей, развивать во-ображение и мышление.
Развитие сильного непрерыв-ного выдоха, развитие губных мышц.
Развитие губных мышц.
Воспитывать культуру обще-ния, расширять словарный запас.
Расширять словарный запас детей.
Развитие мелкой моторики, координации движений паль-цев рук.
Развитие мелкой моторики
Воспитывать умение сосредо-тачивать слуховое внимание, Учить определять игрушку по звукоподражанию.
Учить детей менять силу голо-са : говорить то громко, то ти-хо.
Расширять словарь детей словами-антонимами.
Развивать речь, мышление, активизировать предметные представления.
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Воспитывать быстроту и лов-кость.
Учить быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Совершенствовать умение вы-полнять движения по тексту стихотворения, развивать па-мять, внимание.
Развитие силовой выносливос-ти, быстроты реакции.
Продолжать знакомить детей со сказкой, развивать память, навыки общения, умение вес-ти диалог, говорить интонаци-онно выразительно.
Развивать мышление, вообра-жение, мелкую и общую мото-рику, навыки общения, устой-чивость внимания.
Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить роле-вой диалог, умение договари-ваться друг с другом в иг-ре). Развивать у детей слухо-вое и зрительное внимание, память, воображение, интона-ционную выразительность ре-чи.
Развитие сильного плавного
выдоха.
Развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие губных мышц.
Учить удерживать губы в улыбке для развития губных мышц.
Воспитывать любознатель-ность; развивать связную речь.
Развивать речь, мышление.
Вырабатывать умение повы-шать и понижать тон голоса.
Развивать речевой слух и ре-чевую активность детей, по-буждать произносить звуки по подражанию.
Развивать быстроту реакции на сигнал.
Развивать мелкую и среднюю моторику, слуховое внимание, координацию, совершенство-вать выдержку.
Развитие навыков общения со сверстниками.
Развитие ловкости и координации движения.
Развивать способность сво-бодно и раскрепощено дер-жаться при выступлении. Им-провизировать средствами ми-мики, выразительных движе-ний и интонации.
Воспитывать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Развитие губных мышц.
Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики рук.
Укреплять мышцы губ.
Развивать подвижность языка.
Учить детей слитно произно-сить фразу из двух-трех слов.
Вырабатывать правильный речевой выдох.
Закреплять умение подбирать существительные к прилага-тельным, обозначающим цвет.
Развитие воображения, памя-ти.
Учить детей говорить тихо.
Развивать у детей ловкость, сообразительность.
Развивать у детей умение сог-ласовывать движения со сло-вами.
Развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентиро-ваться на слово.
Развивать навыки монологи-ческой и диалогической речи; развивать внимание, память, умение слушать; развивать у детей выразительность жестов и мимики; развивать творчес-кое воображение.
Развитие интереса в игре. Формирование положитель-ных взаимоотношений между детьми.
Учить детей в своей речи употреблять слова вежливости (пожалуйста, спасибо, до свидания). Воспитывать у де-тей чувство сострадания к больным животным.
Развитие сильного целенап-равленного выдоха.
Закреплять умение сильного целенаправленного выдоха.
Развитие сильного целенаправленного выдоха.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие остроты физического слуха.
Воспитание умения пользо-ваться тихим голосом.
Учить детей измерять длину слова.
Формировать умение класси-фицировать предметы, попол-нять словарный запас.
Учить внимательно слушать текст.
Формировать умение ориенти-роваться в пространстве.
Учить легкости движений, действовать после сигнала.
Учить согласовывать действия со словами.
Развивать навыки монологи-ческой и диалогической речи.
Развивать у детей выразитель-ность жестов и мимики.
Расширять кругозор детей, закреплять знания о профес-сии библиотекаря, расширять словарный запас.
Расширять словарный запас, о профессиях тех людей, кото-рые работают в детском саду.
Развивать умение длинного и плавного выдоха.
Развитие сильного и плавного выдоха.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Укреплять мышцы губ.
Развивать подвижность языка.
Учить детей определять дейс-твие по слуху, воспитывать устойчивое слуховое внима-ние.
Учить детей самостоятельно добавлять к словам уменьши-тельные и увеличивающие суффиксы.
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать речь, научить пра-вильному употреблению при-лагательных.
Вырабатывать умение гово- рить громко.
Стимулировать развитие мышления, памяти, слуха.
Учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Развивать внимание, артис-тизм, выдержку и терпение.
Развивать коммуникативные навыки (умение вступать в диалог, обращаться с воп-росом, просьбой) и эмоцио-нальную сферу детей (раз-личать эмоциональное состоя-ние персонажей).
Добиваться длительного про-изношения звука [Ф] на одном выдохе и многократного про-изношения звука [П] на од-ном выдохе.
Добиваться умения направ-лять воздушную струю посе-редине языка.
Развитие сильного плавного выдоха.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Развивать подвижность языка.
Укреплять мышцы языка.
Учить самостоятельно состав-лять простейшие описания, воспитывать воображение.
Воспитывать умение сосредо-тачивать слуховое внимание.
Уточнить названия животных, учить правильно произносить соответствующие слова.
Учить описывать предложен-ное растение, подбирать при-лагательные, обогащать сло-варный запас.
Учить соотносить действия со словами.
Развивать реакцию на словес-ные сигналы.
Учить прислушиваться к раз-личным движениям играю-щих.
Учить быть внимательным к партнерам по игре.
Развивать навыки монологи-ческой и диалогической речи; развивать внимание, память.
Расширять словарный запас детей; расширить знания о профессии фармацевтов.
Продолжать знакомить с тру-дом взрослых.
Развитие длительного непре-рывного ротового выдоха.
Развитие сильного целенаправленного выдоха.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Развивать мышцы языка.
Укреплять мышцы языка.
Упражнять детей в правиль-ном произношении звука [Р]. Развивать слуховое внимание.
Развивать речевое внимание детей, артикуляционный ап-парат.
Учить образовывать сущест-вительные во множительном числе.
Учить подбирать относитель-ные прилагательные, активи-зировать речь.
Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ориентироваться в простран-стве по слуховому восприя-тию.
Учить ритмично проговари-вать слова.
Учить действовать по сигналу, ориентироваться в простран-стве, развивать ловкость.
Учить быстро реагировать на сигнал, быстро находить мес-то в шеренге.
Развивать навыки монологи-ческой и диалогической речи.
Создавать условия для твор-ческого самовыражения.
Формировать умение дейст-вовать согласованно.
Укреплять мышцы щек.
Развитие сильного целенап-равленного выдоха.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Развивать мышцы языка.
Развитие правильной артику-ляции.
Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Активизировать знания детей о деревьях и их плодах, раз-вивать речь.
Развивать речь, воспитывать внимание.
Учить детей образовывать «ласковые слова» на основе различных существительных.
Закреплять умение действо-вать по сигналу, соблюдать правила игры.
Развивать умение действовать по сигналу.
Учить детей проговаривать слова, выполняя движения.
Развивать слуховое внимание.
Развивать коммуникативные навыки (умение вступать в диалог, обращаться с вопро-сом, просьбой) и эмоциональ-ную сферу детей (различать эмоциональное состояние персонажей).
Расширять знания детей о ди-ких животных, расширять сло-варный запас.
Формировать представление о коллективном ведении хозяй-ства, воспитывать доброжела-тельное отношение к членам семьи.
Закреплять умение длительно и протяжно пропевать глас-ные звуки.
Учить пользоваться громким и тихим голосом.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие правильной артику-ляции.
Учить быстро двигать языком.
Список используемой литературы
1. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»
2. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»
5. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду»
6. Васильева М. А. «Руководство играми детей в детском саду»
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы».
8. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей»
9. Кольцова М. «Ребёнок учится говорить»
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Развитие связной речи»
11. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры»
12. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»