Светлана Юрьевна Андрусова
Познаем окружающий мир
▼ Скачать + Заказать документы
овременные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.
Публикация «Познаем окружающий мир» размещена в разделах
Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошке усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.
Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети более - раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно.
Опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности как в группе так и дома. Для того, чтобы познавательный процесс был интересным и увлекательным, в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В центре природы есть мини – лаборатория, в которой имеется все необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, предметы из металла, пластмассы, дерева и т. д.) На территории прогулочного участка совместно с родителями для развития познавательного интереса детей в выращивании овощей создан огород.
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы: прогулки, наблюдения, беседы, дидактические игры, опыты. и т. д.
Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований помогают модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т. д.
Результат в работе с детьми достигается с помощью проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному».
Ознакомление дошкольников с объектами живой природы проходят в несколько этапов: наблюдения за растениями, насекомыми, животными и человеком как объектом для наблюдений.
Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения. Поэтому работу по исследовательской деятельности условно разделила на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:
- Учить видеть проблему.
- Формировать умение выдвигать гипотезы.
- Совершенствовать умения выдвигать гипотезы.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и не живой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром.
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и умения делать простые умозаключения использую игры и упражнения. Они активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители активно и с интересом помогают подготавливать материал для исследований. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки, как: «Что такое детское экспериментирование», «Ставим опыты дома», «Учимся рассуждать». Эта форма работы вызвала у родителей большой интерес и помогла при организации фотовыставки «Исследуем всей семьей».
Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия: Собрание «Воспитание будущего исследователя»; составлены рекомендации: «Игротека маленького исследователя»; консультации: «Маленький исследователь», «Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование».
В завершении хотелось бы напомнить известное китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл, то, что я увидел, я помню, то, что я сделал, я знаю». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Воспитатель МБДОУ д/с №9 г. Павлово
Андрусова Светлана Юрьевна,
1 квалификационная категория