Татьяна Балятина
Проект «Ребятам о зверятах»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта : Балятина Т. В.
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Педагогический опыт показал нам наиболее успешную для нашей педагогической деятельности технологию экологического воспитания - метод проектов. Эта технология имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Ребятам о зверятах“» размещена в разделах
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
. В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия. Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов. Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.
Цель:
Создание условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных, бережное отношение и развитие интереса к окружающему миру.
Задачи:
• Дать представления о потребностях животных для их роста и развития;
• Учить узнавать животных, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных;
• Обращать внимание на внешний вид животных и их различия, на части тела;
• Формировать понятия: домашние и дикие животные, ввести в активный словарь существительные: животные, звери;
• Учить рассказывать о знакомых животных строя предложение из 3-4 слов, согласуя их в роде, числе, падеже;
• Воспитывать добрые чувства и гуманное отношение к живым объектам фауны;
• Дать представления о поведении животных в разное время года
Вид: информационно-практический, игровой.
Участники: педагоги, дети, родители.
Уровень: подражательно-исполнительский.
Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!», «Молодец! Правильно ответил».
Продолжительность: долгосрочный - 9 месяцев.
Характер контактов: среди детей одной группы.
Возраст детей: от 2-х до 3-х лет.
Методическая работа по проекту :
• Повышать профессиональную компетенцию используя интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
• Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
• Внедрять новые формы организации детской деятельности в соответствии с ФГОС.
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
имитация звуков, издаваемых животными, разучивание потешек, пение песен о домашних и диких животных.
Взаимодействие с детьми:
в непосредственно образовательной деятельности, в играх.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование; знакомство с планом работы по проекту; беседы; создание альбомов: «Домашние животные», «Дикие животные»; оформление фотовыставок, сбор информации о домашних и диких животных, подготовка информационных стендов, папок-передвижек и стенгазет по теме проекта; покупка муляжей и фигурок животных.
Цель: направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту. Формирование у родителей позицию активного участника педагогического процесса.
Продукт деятельности:
наглядные пособия, альбомы, коллажи, рисунки, аппликация, поделки, стенгазета, презентации, картотеки стихов, загадок.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Составление паспорта проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными.
- Изготовление дидактических игр.
- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.
- Создание медиатеки о домашних и диких животных.
2 этап. Реализация (выполнение) проекта
Формы организации образовательного процесса Дидактическое обеспечение
- Проведение с детьми бесед о домашних и диких животных; Сенябрь – май
- Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Домашние животные», «Дикие животные» «Мамы и детки» издательство «Адонис» 2014г.
«Лесные друзья» - художники Н. и А. Снегирёвы;
«Что любят животные» - художник М. Бондаренко.
«Большие и маленькие» художник С. В. Бурдин
«Запомни картинки» - художник И. Дорошенко.
- Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Домашние животные», «Дикие животные» «Чей домик» - автор-художник И. Першина;
«Лесные друзья» - художники Н. и А. Снегирёвы;
«Что любят животные» - художник М. Бондаренко.
«Кошкин дом» - художник С. Михайлов;
«Запомни картинки» - художник И. Дорошенко.
- Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр: Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка», «Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка».
Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Заяц и капуста», «Теремок», «Медведь и добрые зайчата», «Кошечка», «Пчёлки и медведь».
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Мама, папа, я», «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», лото «Домашние животные», «Зоологическое лото», «Кто что ест?», разрезное лото «Животные».
Игровые упражнения: «Дорисуй животное», «Выбери животное», «Обведи животное по точкам», «Ветеринар», «Магазин игрушек».
- Чтение художественной литературы:
«Узнай меня» - С. Подгорная;
«Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка», «Козлёнок» - А. Барто;
«Милые сони» - О. Александрова;
«Бульдог и Таксик» - Д. Хамс;
«Забавы зверят» - В. Лясковский;
«Три медведя» - Л. Толстой;
«Разные собачки» - Б. Заходер;
«Телефон», «Котауси и Мауси» - К. Чуковский;
«Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке» - С. Маршак;
«Что ни страница – то слон, то львица» - В. Маяковский;
«Как Хома зарядкой занимался» - А. Иванов;
«Лесной гость» - В. Чернобаев;
«Катя и бычок» - Л. Воронкова;
«Про Томку» - Е. Чарушин;
«Про зайца» - Н. Рубцов;
«Лис и мышонок», «Первая охота», - В. Бианки;
«Аккуратные зайчата» - Г. Лагздынь;
«Это кто?» - Т. Лопухина;
«Слонёнок в зоопарке» - А. Парчинская;
«Щенок» - Ю. Разумовский;
«Кто это?», «Находчивый бобр» - В. Степанов;
«Песенка друзей», «Бараны», «Трезор», «Фома» - С. Михалков;
«Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н. Носов;
«Приключение котика и пёсика» - И. Чанек.
- Изобразительная деятельность: Лепка
«Домик для ежика» (октябрь)
«Вот какие ножки у сороконожки» (декабрь,
«Бублики для лисички» (апрель)
«Улитка» (май)
Рисование
«Картошка для зайчат» (ноябрь,
«Разноцветные шарики для Винни - пуха»(декабрь)
«угощайся зайка.» (февраль,
«У котика усы» (февраль,
«Лошадка» (апрель,
«Норка для мышонка» (апрель).
«Весёлые птички над лужайкой» (май)
Аппликация
«Тень тень, потетнь»(сентябрь).
Коллективная работа – «Ежики». (ноябрь)
- Художественно-продуктивная деятельность: Выставка поделок: «Детишки – малышки»; (март)
Выставка рисунков: «Пушистики». (февраль)
Фотовыставки: «Ребятки и зверятки», (ноябрь)
«Домашний любимец».(Май)
- Совместная деятельность детей и родителей: Досуг - «День именинника»
Праздник - Новогодний бал;
Подбор художественной и познавательной литературы о животных
Подборка стихотворений, пословиц, загадок о животных.
Покупка фигурок животных
Фотовыставка «Ребятки и зверятки» (ноябрь)
«На деревенском дворике» рисунки (апрель)
«Животные в осеннем лесу» выставка рисунков (ноябрь)
«Культурное времяпровождение» фотовыстовка
3 этап. Заключительный (обобщающий).
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток.
Приложение 1
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, мы провели анкетирование родителей по теме: "Воспитание любви к животным»
Вывод: Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, мы провели анкетирование родителей по теме: " Экологическое воспитание дошкольников ". Анкета позволила сделать следующие выводы: в большинстве семей домашних животных нет (74%). Воспитывают интерес к животному миру( 85 %). Низкий показатель по культурно – массовым мероприятиям (10%) семей посещают цирк, зоопарк, театр и др.
Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животным вреда ребенку, дети получали отказ.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни наш проект «Ребятам - о зверятах», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.