Юлия Берникова
Проект по реализация национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
5. Этапы реализации проекта
I Этап – Информационно-прогностический
Задачи:
1. Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельностью в системе дошкольного образования;
2. Выявление уровня готовности педагогического коллектива в инновационной деятельности;
3. Разработка проекта, выбор методов и форм его реализации;
4. Знакомство родительского сообщества со значение реализации данного проекта в деятельности дошкольного учреждения;
5. Налаживание связей с социально – значимыми объектами;
Темочки:
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
6. Выбор наиболее эффективных путей повышения квалификации педагогов;
7. Непрерывное отслеживание результатов деятельности.
Ожидаемый результат I этапа
• Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта;
• Выявление способов достижения положительных результатов реализации проекта : анкетирование, создание творческих групп, наблюдение и контроль педпроцесса;
II Этап – Информационно-преобразующий
Задачи:
1. Организация целенаправленной системы педагогической деятельности в ходе реализации регионального компонента;
2. Привлечение родительского сообщества к реализации проекта в результате сотрудничества;
3. Выявление степени удовлетворённости детей, педагогов, родителей воспитательным процессом и его результатами.
4. Дальнейшее сотрудничество с социумом.
5. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса (дополнительный компонент выступает как дополнение и конкретизация содержание образовательной программы, реализуемой ДОУ);
6. Обновление педагогического процесса в результате реализации программы, разработка перспективного планам и обучение новым формам и методам работы;
7. Апробация новых подходов к организации содержания технологий педпроцесса, через педсоветы, семинары-практикумы, открытые мероприятия, обмен пелагическим опытом, результаты достижения целевых ориентиров.
Ожидаемый результат II этапа
• Успешная реализация разработанного плана в деятельность дошкольного учреждения;
• Оснащение пополнение материально-технической базы, методического обеспечения;
• Промежуточные результаты достижение целевых ориентиров.
III Этап – Информационно-аналитический
Задачи:
1. Сбор аналитического материала;
2. Оформление и трансляция опыта работы;
3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок;
4. Повышение уровня педмастерства воспитателей, имиджа дошкольного учреждения;
Ожидаемый результат III этапа
• Создание единой воспитательно-образовательной среды, выработка наиболее эффективных мер воспитательного воздействия, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка;
• Установка эмоционально-положительного климата и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
6. Предполагаемый результат
Реализация проекта позволит активизировать потребность педагогов в приобретении и накоплении нового передового педагогического опыта. Это приведет к положительным сдвигам в целом ряде областей:
- интеграция детской деятельности;
- расширение кругозора;
- работа с педагогическим коллективом приведет к углубленному изучению историко – педагогической литературы, составление картотеки методической литературы, анкетирование для выявления отношения к данной проблеме, подбор диагностического инструментария, изучение опыта работы педагогов по данной теме, анализ состояния предметно развивающей среды и т. д. ;
- работа с воспитанниками станет специально организованной непосредственно образовательной деятельностью, игровой и театральной деятельностью, целевыми и познавательными экскурсиями, литературными викторинами и виртуальными путешествиями и другими формами работы с воспитанниками;
- работа с родителями будет осуществляться в форме родительских собраний, конференции, презентации, круглых столов, клубов, дней открытых дверей, анкетирование, проведение выставок и конкурсов, семейные посиделки и т. д.
Главным результатом станет сплочение коллектива единомышленников, существенный рост профессионального мастерства и, как следствие, повышение качества содержания образовательного процесса.
7. Критерии оценки результатов проекта
Воспитанники, участвующие, в реализации проекта достигнут следующих целевых ориентиров:
- осознание ценности природы и истории родного края; деятельный патриот своей малой Родины, знающий свои генетические корни, край, в котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до творения рук человека, любящий и желающий сберечь и преумножить все это;
- умение эмоционально откликаться на художественные, музыкальные и литературные произведения, выражая отношение к ним в чувствах, настроениях, продуктах детского творчества;
-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;
- владение рядом компетентностей (региональной, патриотической, нравственно-эстетической и т. д.).
Весь накопленный и разработанный материал будет представлен в виде программы, создании и оснащения метеоплощадки, «Летописи туриста», создание презентации о ходе работы.
8. Ресурсное обеспечение программы
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе, которые составляют ресурсное обеспечение проекта :
РЕСУРСЫ
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение
Материально-техническое
обеспечение
Информационное обеспечение – это, прежде всего, современная методическая, научно-публицистическая литература, отражающая суть регионального компонента (М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», «Приамурье мое. Проза, поэзия, искусство»,
«Амурская область. Природа, экономика, культура, история», А. П. Окладников «Большая судьба малых народов Дальнего Востока», «Амур – лирический фоторассказ о своеобразной красоте и неповторимости великой дальневосточной реки», В. Г. Смирнов «Акционерное общество «Дальвостокуголь»» и т. д.)
Каждая возрастная группа дошкольного учреждения оснащена компьютерами и ноутбуками с прямым доступом к сети Интернет. Старшая группа оборудована интерактивной доской, музыкальный зал оснащен переносной мультимедийной установкой. В методическом кабинете имеется ламинатор, брошюратор, принтер, сканер.
Материально-техническое обеспечение отвечает современным требованиям.
Во всех возрастных группах имеются наглядно-дидактические пособия, дидактические игры - (Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Угадай, где я нахожусь», «Я начну, а ты продолжи» и т. д.).
Разработан сборник бесед краеведческого цикла – «Наша дружная семья», «Мы, жители Амурской земли», «Письмо ветерану», «государственная символика города и области», «Достопримечательности нашего города» и т. д.
Педагогами собраны и составлены фотоальбомы – «Мой, город угольщиков – Райчихинск», «Амурская земля – часть России», «Озеро Кувшинка – озеро лотосов», «Люди, прославившие город Райчихинск» и т. д.
Во всех возрастных группах расположены уголки природы, экспериментирования, патриотического воспитания, мини-музеи, в которых находится оборудование, отвечающее требованиям ФГОС. Все оборудование трансформируется с учетом времени года, тематики недели, поставленным целям и задачам непосредственно образовательной деятельности.
Территория дошкольного учреждения оборудована метеоплощадкой, зоной лекарственных и луговых трав и цветов, экологической тропой, небольшим огородом, где дети могут проводить эксперименты, наблюдения, делать элементарные открытия и умозаключения.
9. Система управления проектом
РУКОВОДСТВО
инновационной деятельностью ДОУ
Наставничество
Координационно - методический
совет Кураторство
Инициативно-творческая
группа
Для успешной реализации проекта необходимо запустить универсальный механизм, позволяющий реализовать идею или разрешить проблему с оптимальным использованием ресурсов. В нашем случае таким механизмом является координационно-методический совет (КМС) – орган управления образовательным процессом в детском саду, главной целью которого является целенаправленное взаимодействие и сотрудничество дошкольного учреждения со всеми участниками образовательного процесса, направленного на его оптимизацию. КМС выбирает тактические направления (план действия) по реализации проекта, т. е. это стратегическая команда, созданная руководителем для обеспечения развития детского сада.
В дошкольном учреждении созданы и функционируют «Инициативно-творческая группа» и «Проектный совет» - это новая форма организации деятельности педагогических работников детского сада по разработки и внедрению нововведений, обеспечивающих режим развития учреждения по приоритетным направлениям. В ходе деятельности данных групп все педагоги детского сада вовлечены в инновационную деятельность и управленческий процесс. В течение реализации проекта осуществляется контроль и методические заседания групп, на которых рассматриваются проблемные вопросы реализации инновационной деятельности, заслушиваются отчеты специалистов, обсуждаются материалы передового педагогического опыта, проводятся творческие мастерские по защите образовательных процессов.
Наставничество – необходимая составляющая инновационного процесса в дошкольном учреждении, а так же педагогов, занимающихся реализацией проектов в деятельность детского сада. В нашем дошкольном учреждении наставниками является старший воспитатель. Целью наставничества является оказания помощи педагогам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение педагогов в инновационный педагогический процесс с учетом индивидуальных наклонностей воспитателей, формирование в ДОУ кадрового ядра. Педагоги-наставники обеспечивают процесс адаптации педагогов к инновационной деятельности, поддерживают педагогов эмоционально, укрепляют веру в себя и начатое дело. Используют эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства, обеспечивают информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками. Оценивают и выстраивают стратегию профессиональной деятельности, осуществляют контроль над правильностью и целесообразностью намеченного плана инновационной деятельности.
Для рационального руководства проектом необходимо кураторство вышестоящими органами. Кураторство нашего проекта осуществляет заведующая ИМЦ и ОКО управления образования. Куратор оказывает активное соучастие, соавторство в реализации проекта, наблюдает за ходом педагогической деятельности. Он является уполномоченным представителем нашего проекта в управлении образования, осуществляет не только контроль, но и отстаивает интересы участников проекта перед социальными институтами. Совместно с куратором мы выстраиваем работу по распространению передового педагогического опыта, между дошкольными учреждениями города, готовим материалы для представления в ИППК.
10. Дальнейшее развитие проекта
В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но вне зависимости от политики, экономики, направлениям религии, на протяжении истории человечества истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Отчизне остаются навсегда. Перед педагогическим коллективом, родителями и детьми стоит задача продолжения сбора информации об истории, традициях родного края, города и страны в целом. В перспективе планируем сбор информации и материала для создания рукотворной Красной книге Амурской области, дальнейшее оснащение оборудованием метеоплощадки для наблюдения за особенностями климата, росте растений, погодных изменений. В дошкольном учреждении будет создан центр познавательно-исследовательской и экологической деятельности, расширена зона луговых и лекарственных трав и цветов в ходе реализации проекта «Наш зеленый детский сад».
Планируем углубить работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родительского сообщества в ходе деятельности клуба «Туристята», продолжить сотрудничество с культурным социумом, продолжить разработку цикла занятий о родном крае, начать подбор интерактивных форм работы с детьми и взрослыми.
12. Литература
1. Алексина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом» - М. : ТЦ Сфера, 1999.
2. Ахбарова Г. Х., Скиргайло Т. О. «Региональный компонент» - М. : Русское слово, 2000.
3. Гризик Т. И. «Познаю мир» - М. : Просвещение, 2000.
4. Грум-Гржимойло Г. Е. «Описание Амурской области» - М. : Просвещение, 2011.
5. «Амурская область на рубеже веков» - ozon.ru, 2000.
6. «Приобщение дошкольников к традициям родного края (программа, планы, конспекты занятий)» - ozon.ru, 2013.
7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» - М. Линка-Пресс, 2003.
8. Павлинина Г. «Большая судьба малых народов дальнего востока»- Хабаровское книжное издание, 1982.
9. «Амурская область. Природа, экономика, культура, история» - Хабаровское книжное издание, 1999.
10. «Приамурье мое. Поэзия, проза, искусство, страницы прошлого» - Хабаровское книжное издание, 1983.