Ольга Стахеева
Проект «Развивающая среда в 1 младшей группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 17
«Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе (проекты центров развития)»
Составитель:
Стахеева О. А.
Воспитатель
1 младшей группы
г. Красноуфимск
2012 год
Актуальность
Публикация «Проект „Развивающая среда в 1 младшей группе детского сада“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.
А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Основные направления создания предметной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной под руководством В. А. Петровского.
Основные принципы построения развивающей среды.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии (организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»).
2. Принцип активности (участие в создании своего предметного окружения).
3. Принцип стабильности – динамичности (создание условий для изменения и созидания).
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (построение межпересекающихся сфер активности).
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип эстетической ориентации (сочетание привычных и неординарных элементов).
7. Принцип открытости – закрытости (готовность среды к изменению, корректировке, развитию).
8. Принцип половых и возрастных различий.
Построение предметно-развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению различными способами деятельности.
Одним из непременных условий влияния среды на развитие ребенка является участием взрослого. Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передовая социальный опыт и знание об окружающем мире. Социализация возможна только в процессе общения с взрослым. Организованная соответственно его возрастным и индивидуальным потребностям, она становится развивающей.
Взаимодействуя с окружающей средой ребенок не только познает свойства, качества, назначение предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игр. Воспитатель знакомит с доступными моделями общения, демонстрируя разнообразный «репертуар» коммуникативных средств, воспитывает доброжелательное отношение к другим: учит не отнимать игрушки, делиться, играть вместе, просить, благодарить, помогать, уступать. Благодаря правильно организованной предметной среде получают развитие социальные эмоции ребенка: забота, жалость, стыд, смущение.
Предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность.
Целепологание.
Тема: Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители.
Цель: Создать систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующую содержание развития его духовного и физического облика.
Задачи:1. Продумать необходимость обновления предметно-развивающей среды для развития детей 2-3 лет.
2. Довести до всех и вовлечь участников образовательного процесса в обновлении развивающего оборудования.
3. Создать предметно-развивающую среду для образования малышей.
4. Систематизировать оборудование и методический материал по видам деятельности.
5. Стимулировать дошкольников на разные виды деятельности.
6. Развивать у воспитанников любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Проект центра изобразительной деятельности
Цель: Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют, а глиной лепят.
Задачи: 1. Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
2. Учить следить за движением карандаша (кисти) по бумаге.
3. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже.
4. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.
5. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
6. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином.
Требования: 1. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
2. Доступность оборудования, эстетичность и целесообразность расположения материала.
3. Расположение центра изобразительной деятельности вне спальной комнаты.
Материалы и оборудование: Раскраски, альбомы, маркерная доска.
Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисточки, емкости для воды.
Трафареты, шаблоны, печати, штампы.
Пластилин, поделки из пластилина, стеки, дощечки.
Салфетки для вытирания рук после пластилина.
Картины.
Содержание: Центр изобразительной деятельности используется для развития художественного вкуса, эстетического восприятия окружающих предметов.
Самую главную роль он играет в развитии мелкой моторики, готовит руку к письму.
Используется для формирования навыков бережного отношения к окружающим предметам и природе.
Модель центра:
1. Стол
2. Полка с материалами
3. Маркерная доска
Проект центра развития сенсорного восприятия
Цель: Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
Задачи: 1. Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
2. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
4. Учить детей называть свойства предметов.
Требования: 1. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
2. Доступность оборудования, эстетичность и целесообразность расположения материала.
3. Расположение центра вне спальной комнаты.
4. Возможность совмещения центра развития сенсорного восприятия с центром изобразительной деятельности.
Материалы и оборудование: Пирамидки разных размеров
Конструктор
Шнуровка, пристегивание
Уточка с цыплятами разных цветов
Машинки разных цветов
Вкладыши
Мозаика
Логические кубы
Коврик по сенсорике
Д/и «Выложи узор»
Д/и «Разноцветные ладошки»
Д/и «Курочка и цыплята»
Д/и «Геометрические фигуры»
Д/и «Собери целое»
Содержание: Центр развития сенсорного восприятия используется для совершенствования восприятия детей.
Помогает развивать мелкую моторику руки для подготовки руки к письму, обогащает чувственный опыт ребенка.
Также используется в сравнении и анализе для развития логического мышления. Знакомит с разноцветной палитрой окружающего мира.
Модель центра:
1. Стол
2. Коврик по сенсорике
3. Полочки
Проект центра исследовательской деятельности
Цель: Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям, заботливое отношение к животным.
Задачи:1. Учить различать и называть некоторые фрукты и овощи.
2. Учить детей различать и называть домашних животных, птиц и их детенышей.
3. Учить различать и называть диких животных, выделять их характерные особенности строения тела.
Требования: 1. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
2. Расположение центра вне спальной комнаты.
3. Целесообразность размещения оборудования.
Материалы и оборудование: 1. Живые растения: бальзамин, герань, фикус, бегония.
2. Сезонные растительные объекты: зимний огород (лук, горох, букеты декоративных растений (физалис).
3. Лабораторный материал: песок в тазике, тазик для воды, набор игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, лейки, палочки для рыхления, варежка для обтирки пыли с листьев.
4. Простейшие приборы и приспособления: «ящик ощущений», «душистые коробочки», «шумящие баночки», «звонкие бутылочки».
5. Простейший календарь: картинки с изображениями времени года, листы наблюдения за погодой, альбомы «Времени года».
6. Коллекционные материалы: камешки, раковины, корзинка «Времени года» (овощи, фрукты).
Содержание: На называние и узнавание комнатных растений и животных, уход за ними.
Самую главную роль он играет в развитии исследовательской деятельности.
Используется для формирование сенсорного развития.
Модель центра:
1. Календарь природы
2. Лейка
3. Картина «Времени года»
4. Комнатные растения
5. Корзинка «Времени года»
6. Плакаты «Овощи и фрукты», «Животные»
7. Стол с тазиком
Проект центра двигательной активности
Цель: Продолжать укреплять здоровье детей. Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности. Сохранять психическое здоровье детей, используя игровые приемы.
Задачи: 1. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
2. Учить менять характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
3. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом.
4. Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
5. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Требования: 1. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
2. Расположение центра вне спальной комнаты.
3. Целесообразность размещения оборудования.
Материалы и оборудование: Стандартное оборудование: гимнастическая доска, ребристая доска, гимнастическая скамейка, бревно, ворота металлические, лесенка – стремянка, наклонная доска, палки деревянные, ящик деревянный, флажки, султанчики, ленточки, мячи резиновые, мячи тряпичные, шишки, платочки, погремушки, мешочки с песком, скакалки, веревки, обручи, кубики, короткие веревки, кубы и кирпичики крупные.
Нестандартное оборудование: змейка, дорожка со следочками, дорожка клеенчатая, дорожка из ткани с пуговицами, дорожка с горохом, дорожка с веревкой, дорожка с палочками гимнастическими, грибочки, цветочки плоскостные, кегли, шапочки (цыпленок, кошка, собачка, зайчик, мишки, мышки, жуки, птички, солнышко, дождик (из картона).
Содержание: Используется для общеразвивающих упражнений, для основных видов движений и для подвижных игр.
Модель центра:
1. Горка
2. Дорожки, обручи, воротца
3. Наклонная доска
4. Качели
5. Ящик
6. Бревно
7. Пособия для упражнений
8. Ребристая доска
9. Лесенка – стремянка
Проект центра театрально – музыкальной деятельности
Цель: Содействовать созданию эмоционального климата в группе, обеспечению у детей чувства комфортности, уюта и защищенности.
Задачи: Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах, различных праздниках. Развивать у детей умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
Требования: 1. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
2. Расположение центра вне спальной комнаты.
3. Доступность оборудования, эстетичность и целесообразность расположения материала.
Материалы и оборудование: Барабан, бубен, дудочки, гитара, маски, шумовые игрушки, неваляшка, юла, гармонь, пианино деревянное, театры, д/игры, настенное оформление (картина «Крокодил Гена играет на гармошке»).
Содержание: Центр способствует развитию у детей музыкального слуха, силы голоса, интереса к музыке, желание слушать музыку, по мере возможности подпевать. Способствует выполнению простейших танцевальных движений. Театральная деятельность способствует формированию навыков перевоплощения в образы сказочных героев. Содержание центра используется во всех видах деятельности детей, способствует саморазвитию и самореализации.
Модель центра:
1. Полка с материалами
2. Пианино деревянное
Проект центра художественно-речевой деятельности
Цель: Способствовать развитию речи как средство общения. Учить понимать речь взрослых, слушать, рассказывать об увиденном.
Задачи: Способствовать освоению диалогической речи. Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них: во время игр-инсценировок по просьбам воспитателя повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 мес. драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Требования: 1. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
2. Расположение центра вне спальной комнаты.
3. Доступность оборудования, эстетичность и целесообразность расположения материала.
Материалы и оборудование:
Подвесная полка
Плакаты «овощи и фрукты», «животные»
Телефон
Ширма
Книги
Театры
Д/игры
Содержание: Центр удовлетворяет потребностям ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, вводит ребенка в мир знакомых и малознакомых предметов и звуков, явлений, действий и отношений.
Модель центра:
1. Стол
2. Полка с книгами
3. Ширма
Проект центра игровой деятельности
Цель: Вызывать у детей интерес к действиям с куклами, игрушками имитирующие предметы быта. Формировать представление о домашних хлопотах взрослых.
Задачи: 1. Развивать восприятие детей, обогащать их опыт путем взаимодействия с куклой.
2. Учить следить за сюжетом игры.
3. Побуждать их задумываться над действиями.
4. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета одежды кукол, постельного белья и других предметов, правильно называть их.
5. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
6. Вызывать у детей интерес к играм.
Требования: 1. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
2. Доступность оборудования, эстетичность и целесообразность расположения материала.
3. Расположение центра игровой деятельности вне спальной комнаты.
Материалы и оборудование: Куклы разных размеров, мягкие игрушки-животные.
Шкаф для посуды, плита, кроватки, стол скамейки, телевизор, шифоньер.
Постель, посуда, утюги, ванна.
Картины.
Содержание: Центр игровой деятельности используется для развития эстетического восприятия окружающей действительности.
Самую главную роль он играет в развитии личностных качеств.
Используется для формирования навыков бережного отношения к окружающим предметам.
Модель центра:
1. Стол
2. Шифоньер
3. Телевизор
4. Кроватки
5. Плита
6. Шкаф для посуды
7. Стол обеденный
8. Скамейки
Модель центров:
1. Центр развития сенсорного восприятия
2. Центр личностно-патриотического развития
3. Центр конструирования
4. Центр театрально – музыкальной деятельности
5. Центр игровой деятельности
6. Центр ряженья
7. Центр двигательной активности
8. Центр художественно-речевой деятельности
9. Центр исследовательской деятельности
10. Центр изобразительной деятельности