Кобыльченко Марина
Проект «Развивая пальцы, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы – память, восприятие, мышление.
Публикация «Проект „Развивая пальцы, развиваем речь“» размещена в разделах
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мелкая пальцевая моторика очень тесно связана с развитием речи. В головном мозге двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. При движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
У всех детей с отставанием в речевом развитии, движения пальчиков неточны и несогласованны. Развитие движений пальцев рук стимулирует развитие речи малышей. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, через них ребёнок получает массу необходимых для его эмоциональных впечатлений.
У большинства детей, воспитывающихся в доме ребенка, наблюдается отставание в речевом развитии. Зачастую родители не занимались ни развитием речи детей, ни развитием мелкой моторики.
Важность проблемы вызвала необходимость разработать проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей разновозрастной группы в доме ребенка.
Цель: развивать (совершенствовать) речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики.
Задачи:
- Разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей разновозрастной семейной группы через использование разнообразных форм, методов и приемов.
- Развивать способность скоординированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать речь, внимание, воображение, память
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Совершенствовать предметно - развивающую среду семейной группы для развития мелкой моторики.
Участники проекта: дети разновозрастной семейной группы, педагоги.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентировочный, творческий
Сроки реализации: с 01.09. 2019г. по 01.09 2020г
Методы реализации проекта.
- применение пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;
- разучивание стихов, песенок, потешек;
- использование иллюстраций, альбомов, плакатов, атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук
через пальчиковые игры, самомассаж, игры, развивающие
мелкую моторику рук;
- улучшится их речевой уровень, звукопроизношение, словарный запас детей пополнится новыми словами
- улучшится внимание, память, воображение.
Содержание проекта
Этапы работы:
I. Организационный этап:
- разработка плана — схемы достижения цели;
- создание проблемной ситуации для формирования заинтересованности у детей
- определение цели, задач, продолжительности проекта, определение методов и приемов;
- знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования;
-обогащение предметно-развивающей среды, подготовка материала.
-составление конспектов занятий для детей.
II. Основной этап.
- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр с детьми;
-разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
- знакомство детей со строением руки.
- использование пальчиковых гимнастик и игр, как обязательных компонентов занятий.
- индивидуальное проведение пальчиковых игр (упражнений) с использованием иллюстраций, дидактических пособий.
- проведение массажа и самомассажа кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
- проведение игр с разными предметами (с прищепками, бусинами, орехами, шишками, и т. д.)
- проведение пальчиковых игр, требующих определенных умений (мозаики, конструктор, шнуровка, аппликации из пуговиц, застежки и т. д.)
- развитие мелкой моторики на занятиях с использованием шариков Су-Джок терапия.
III. Заключительный этап.
- подведение итогов;
- определение эффективности проделанной работы в ходе реализации проекта;
- презентация проекта.
Результаты проекта
В результате проделанной работы мы убедились, что систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей, положительно влияет на развитие их речи, способствует формированию интеллектуальных способностей и способствует сохранению психического и физического здоровья ребенка.
В дальнейшем мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать работать по данной теме, повышая у детей интерес к пальчиковым играм и развивая их речь.