Ханова Зилфира
Проект «Развитие режиссёрской игры в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Развитие режиссёрской игры в дошкольном возрасте"
Работу выполнила Ханова З. Г
Краткое описание работы:
• Актуальность.
• Тип проекта
• Цель проекта.
• Задачи проекта.
• Этапы реализации педагогической технологии
• развития режиссёрской игры.
• I этап.
• II этап.
• III этап.
• Результаты реализации проекта.
• Литература
Публикация «Проект „Развитие режиссёрской игры в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Проект "Развитие режиссерской игры в дошкольном возрасте"
Актуальность.
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, новые отношения, умение и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большое место в жизни дошкольников занимает режиссёрска игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отожествляя себя с ними или дистанцируя от них,выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Определение
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).
Тип проекта
Социально -личностный, творческий, краткосрочный.
Цель проекта.
Способствовать освоению старшими дошкольниками позиции субъекта творческой игровой деятельности через реализацию поэтапной педагогической технологии развития режиссёрской игры.
Задачи проекта.
Создание педагогических условий для нарастания самостоятельности и творчества дошкольников в выдвижении игрового замысла, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, направленности игрового общения на сверстников включает:
• актуализацию игрового опыта детей в совместной сюжетной игре;
• накопление у детей содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения, сочетания разнообразных событий, передачи выразительности игровых образов, эмоциональных состояний персонажей;
• стимулирование самостоятельных игр детей, оптимизацию их игрового общения.
Этапы реализации педагогической технологии
развития режиссёрской игры.
Работа ведётся поэтапно.
Участие ребёнка в игре зависит от того, умеет ли он предложить тему игры, содержание игровой роли, повороты сюжета, заинтересовать сверстников своей инициативой и принять предложения партнёра. Эти задачи решались на первом этапе.
I этап.
Цель – актуализация игрового опыта детей в совместной сюжетной игре.
При организации работы на первом этапе, решается несколько задач.
1. Развить у детей умения определять тему будущей игры и планировать игровые события.
В начале работы используется игровой материал, хорошо знакомый детям. В беседах с детьми обращать внимание на игрушки, как знакомые, так и те, которые не использовались ребятами ранее. Предлагается рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками. Используется реклама игрушки воспитателем с рассказом и показом, затем к рекламе привлекаются дети. Задания такого типа помогают детям формулировать тему игры.
2. Для активизации игрового опыта, фантазии детей используется игровое упражнение «Письмо друзьям».
Вместе с ребятами написать письмо детям из нашей группы «Друзья». В нём рассказывается, какие игрушки есть в нашей группе, как мы играем с ними, какие любимые игры у ребят нашей группы, как мы в них играем. Ребят попросим рассказать о своих играх.
Дети присылают ответ, написанный с помощью пиктограмм. Ответ заинтересовывает детей, активно обсуждается. В беседе ребята отвечают на следующие вопросы:
• Понравилась ли вам игры ребята? Почему?
• Какие персонажи понравились больше?
• Какие у них характеры?
• Какие игрушки и предметы нужны в этой игре?
Далее предлагается детям выбрать необходимые игрушки и материалы, а затем поиграть в такую же игру. После игры подчёркивается, что играть интересно, когда все участники могут договориться и играть вместе. Для осознания успехов совместной игры её описали в ответном письме.
Переписка позволила подготовить введение игр и игровых упражнений, направленных на решение следующей задачи.
3. Развитие умений совместно придумывать сюжет по ходу игры.
Для решения этой задачи использовались приёмы для
развития игры, как совместной деятельности:
• Включение в игровые подгруппы детей, умеющих более активно организовать игру,
• включение в игру воспитателя для выполнения второстепенных ролей,
• предложение детям использовать для согласования темы, хода игры считалочки, установление очерёдности и др. ,
• привлечение детей к совместному обсуждению сюжета,
• малоактивным детям предложение попробовать себя в качестве исполнителей роли,
• создание «ситуации успеха» для застенчивых, робких детей.
4. Развитие у детей умения соединять игровые действия в общую последовательную цепочку.
Применялся набор картинок с изображением ситуаций: «Дети гуляют в лесу», «Мама делает мальчикам замечание», «Папа гуляет с детьми в зоопарке».
Рассмотрев картинку, ребята придумывают, что было до этого события, и что произойдёт потом. После совместного обсуждения дети выбирают персонажей и обыгрывают эти ситуации в игре.
5. Для совершенствования у детей интенсивного игрового общения, согласования замыслов организовывалась игра «Весёлое путешествие». Для этой игры дети приносят из дома любимые игрушки. Разделиться на две команды «Игралочки» и «Фантазёры», ребята отправляются в воображаемое путешествие на «двух пассажирских поездах». «Поезда» делали в пути остановки, где каждой команде давались одинаковые задания.
1. Придумать интересные темы игры.
2. Рассказать о том, как они будут играть в эти игры.
3. Распределить роли, игрушки, подобрать материал, развернуть придуманную игру и показать её другой команде. Выигрывает та команда, которая придумает не только самую интересную игру, но и будет самой дружной.
На первом этапе, дети с помощью воспитателя, а некоторые самостоятельно могут формулировать тему игры, развивать по ходу игровой сюжет, подбирать необходимый игровой материал, объяснять партнёрам свой замысел. У детей появляются умения, необходимые для участия в совместных играх, умение согласовывать тему игры с партнёрами по деятельности
Важным результатом первого этапа является то, что дети с низким уровнем инициативы, самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.
II этап.
Цель – накопление у детей содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения и создания новых образов игровых персонажей.
Чтобы обогатить содержание игровой деятельности используют не отнимать игрушки друг у друга.
• Уметь договариваться о том, как играть.
• Распределять роли считалочкой.
• Нарушитель правил выбывает из игры.
Использование разнообразных макетов и героев в игре помогает «расшатать» закрытые игровые объединения и включить в них новых членов. Некоторые дети управляют несколькими персонажами, что способствует развитию интереса к игре.
Для дальнейшего развитие сюжетосложения вводятся новые макеты: «остров на море», «замок Сказочное королевство», «болото», «рыцарская крепость» и др. Макеты, как «маркеры пространства воображаемого мира» выступают в качестве «пускового механизма», которые помогают раскрыть новое содержание игровой деятельности, основанной на борьбе добра и зла.
Введение новых макетов, широкое использование предметов-заместителей способствует обогащению сюжетов детских игр.
На 2-ом этапе дети постепенно овладевают умением сюжетосложения, содержание игр расширяется. Ребята активнее общаются друг с другом по поводу игры, устанавливают договорённости о поворотах сюжета.
III этап.
Цель – создание условий для дальнейшего развития самостоятельных игр детей, оптимизация их игрового общения.
Для решения этой задачи детям предлагалось придумать новую страну, где можно найти Синюю птицу, которая поможет в трудной ситуации.
Дети активно участвуют в создании новых игровых макетов на правах соавторов. На основании их предложений создается «Страна Счастья».
Дети придумывают, кто в ней может жить. Самостоятельно ребята изготавливают дороги «Счастья», вырезают цветы для цветочной поляны, бабочек, божьих коровок, райские яблоки для сада, диковинных птиц.
Подготовив материал, дети сами разыгрывают новый сюжет сказки, который заканчивался нахождением.
Роль воспитателя на данном этапе меняется. На смену позиции «партнёра», «помощника» выступает позиция «наблюдателя» за ходом событий, «консультанта», к которому дети обращаются при затруднениях. Это связано с проявлениями детьми большей самостоятельности в игре.
Результаты реализации проекта.
По результатам проведённой работы можно отметить, что все воспитанники группы освоили позицию субъектов игровой деятельности.
• По своей инициативе дети вступают в совместные режиссёрские игры. Малоактивные дети охотно принимают участие в совместных играх с товарищами по группе.
• Выдвигать игровой замысел умеет большинство детей группы.
• Успешно освоен ребятами приём сюжетосложения. Дети активно обсуждают возможные варианты игровых событий, последовательно выстраивают целостные игровые ситуации.
• Удачно справляются с взятой на себя ролью, действуют и говорят от лица персонажей. Проявляют фантазию и творчество в создании образов персонажей, используют выразительные жесты, мимику, речевые интонации, комментирующую речь.
• Большинство ребят самостоятельно создают игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители.
• Общение ребят носит положительно направленный характер. Дети обращаются друг к другу по имени, стремятся согласовать замыслы, учитывать интересы и желания партнеров. Характерно использование просьб, предложений в общении с товарищами, положительный эмоциональный настрой.
Внедрение педагогической технологии в работе с детьми подготовительной группы, способствует получению положительного результата. Он заключается в возможности самораскрытия детей в игре, основанной на их индивидуальных особенностях, становлении детского игрового сообщества, в котором каждый ребёнок может найти своё место.
Реализация данного проекта способствует развитию у воспитанников таких базовых личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество на основе социально ценностных способов общения.
Литература
1. Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г. ;
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
3. Этические беседы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. М., 2010г.
4. Конструирование из бумаги в детском саду И. В. Новикова М., 2008г.
5. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду Е. А. Короткова М., 2009г.
6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ Е. В. Потапова Детство – Пресс 2012г.