Светлана Цветкова
Проект «Развитие речи и координации движений у дошкольников с нарушенным слухом с использованием логоритмических приемов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цветкова Светлана Николаевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
группы компенсирующей направленности
(дети с нарушением слуха)
МДОУ "Детский сад комбинированного
вида №158"
Проект
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ»
Публикация «Проект „Развитие речи и координации движений у дошкольников с нарушенным слухом с использованием логоритмических приемов“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Автор проекта :
воспитатель
Цветкова С. Н.
Название проекта : «Развитие речи и координации движений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием логоритмических приемов»
Тип проекта : исследовательский, практико-значимый
Вид проекта : долгосрочный (сентябрь - май)
Проблема: у слабослышащих детей дошкольного возраста наблюдается значительное нарушение в развитии речи и овладении всеми видами двигательных навыков.
Гипотеза: в развитии речевой и двигательной деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой.
Предмет исследования: логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей с нарушением слуха.
Цель: стимулирование процесса речевой и двигательной деятельности детей посредством использования логоритмических упражнений.
Задачи:
• Создать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей через движения и эмоции, т. е. через логоритмические упражнения, занятия, логосказки;
• Организовать длительное взаимодействие ребёнка с логоэлементами и методами развития речи;
• Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
• Углублять и формировать базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания;
• Совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди коллег и родителей.
Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике :
• Наглядно-зрительные приёмы (показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий)
• Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря (кубиков, массажных мячей и т. д.)
• Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения (инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др., короткие стихотворения)
• Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.
• Практические (речедвигательная деятельность детей, восприятие речи на слухозрительной и слуховой основе и ее воспроизведение)
Конечный продукт: разработка серии мероприятий по логоритмической деятельности по темам.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Актуальность
Проблема развития речи и координации движения у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом связана с тем, что эти компоненты являются основными при организации коррекционно-педагогической работы с детьми в специальных дошкольных образовательных учреждениях.
Все разнообразие нарушений в развитии неслышащего ребенка является следствием ограниченного доступа звуковых раздражителей. Здесь как прямое следствие вытекают нарушения в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Логоритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся воспитателями, учителем – дефектологом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 минут. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.
Эффективность логопедической ритмики объясняется существующей взаимосвязью между двигательной активностью ребенка и развитием речи. Формирование движений происходит при участии речи, ритм которой (особенно стихотворений) способствует развитию моторики.
Этапы реализации проекта :
1 Подготовительный
Поисковая работа по подбору дидактического материала по лексическим темам.
Подбор распевок, песен, потешек, стихов, музыкальных игр и др.
Подбор загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр и др. литературного материала.
Анкетирование родителей.
2 Практический
Создание картотеки логоритмических упражнений.
Создание картотеки артикуляционных упражнений.
Создание картотеки пальчиковых игр.
Конспекты занятий с использованием логопедической ритмики.
Проведение занятий с упражнениями на координацию слова и движений с музыкальным сопровождением и без него.
Инсценировка потешек, речевок, коротких стихов, сказок, рассказов.
Пополнение предметно-развивающей среды группы (дидактические игры и пособия) для развития двигательных и речевых умений.
Оформление фотоотчетов.
Консультирование воспитателей «Польза логопедической ритмики для развития речи дошкольников»
Консультирование родителей «Логоритмические занятия с детьми дошкольного возраста».
3 Заключительный
Выпуск методической разработки по проекту.
Фото и видеоотчет для родителей на родительском собрании.
Использование логоритмики по направлениям :
(с постепенным усложнением)
Развитие речи
Логоритмические приемы :
1. Логоритмические игры.
2. Фонетическая ритмика.
3. Тактильно- вибрационный контроль.
4. Отработка ритмов – отхлопывание, отстукивание, пропевание гласных.
5. Использование нестандартного оборудования – палочки, ленточки, платочки, шарики.
6. Игры на инструкции «Помоги», «Покажи».
7. Игры драматизации по картинкам.
8. Сурдопедагогического лото.
9. Знакомство с буквами через движения всего тела.
10. «Узнай на ощупь».
11. Артикуляционные упражнения.
12. Дыхательная гимнастика.
13. Пение песен и вокализов.
14. Логоритмика по темам.
15. Музыкальная логоритмика.
16. Интонационные игры «Повтори», «Спроси», «Удиви» и т. д.
17. Мимические этюды.
18. Чистоговорки.
19. Игры драматизации
Развитие координации движений
Логоритмические приемы :
1. Пальчиковые игры.
2. Пальчиковый театр.
3. Использование логоритмических игр, логоритмической зарядки.
4. Логоритмика по темам.
5. Фонетическая ритмика.
6. Двигательные игры, подвижные игры по темам.
7. Логоритмика на прогулке.
8. Фонетические игры.
9. Использование нестандартного оборудования – палочек, флажков, мешочков, ковриков, мячей, твистер (игра на мате с цветными кругами).
10. Музыкальная логоритмика.
11. Логоритмические игры и подвижные игры в командах.
12. Хороводные игры.
13. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах (включая самодельные инструменты «шумелки», «звенелки», «стучалки», «шуршалки»)
Ожидаемые результаты:
Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения;
Укрепление костно-мышечного аппарата;
Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
Развитие речевого выдоха;
Улучшение речевой памяти;
Развитие слухового восприятия;
Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений;
Развитие координации движений в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей;
Активизирование речевой деятельности.
Работа с родителями:
Папка-передвижка : «Веселая логоритмика»;
Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей дошкольного возраста «Логоритмические занятия с детьми дошкольного возраста»;
Список рекомендуемой литературы по теме;
Размещение видеоматериалов по теме в родительский чат;
Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования для логоритмических игр и упражнений.
Использованная литература :
1. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.
2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
3. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство-пресс, 2013г.
4. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.
6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
7. Власова Т. М. Фонетическая ритмика М., Учебная литература 1997 г.
8. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
9. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
10. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
11. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.
12. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.