МААМ-картинки

Проект «Развитие речи детей посредствам ознакомления с окружающим миром»

Ирина Петрушкова
Проект «Развитие речи детей посредствам ознакомления с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида»

Проект

«Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

Составили:

воспитатели 1 мл. группы

Петрушкова И. В. ;

Аникина Ж. Г.

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Проект „Развитие речи детей посредствам ознакомления с окружающим миром“» размещена в разделах

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Основная задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков.

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Это мнение выдающегося педагога нами взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании дошкольников, является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей видно, как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Именно природа – это богатейшая кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

Наименование проекта Образовательный проект

«Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

Организация заявитель

Адрес МДОУ «Детский сад №79»

430017, Республика Мордовия, г. Саранск,

ул. Пушкина, д. 6. тел. 73-00-20

Разработчик проекта Воспитатель

Петрушкова Ирина Владимировна

Аникина Жанна Григорьвна

Цель проекта Формирование и развитие речи дошкольников через ознакомление с окружающим миром в различных видах деятельности, объединить усилия воспитателей и родителей в работе по речевому развитию детей

Задачи проекта

• Обеспечить качественное образование и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;

• Обеспечить проявление интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;

• Разработать перспективный план работы с детьми;

• Составить картотеку игр – экспериментов;

• Подготовить и провести консультации, беседы с родителями;

• Непрерывно совершенствовать профессиональные компетентности.

Срок реализации Долгосрочный

Ожидаемые результаты • Появление интереса к стихам, песням, сказкам, эмоционального отклика на них;

Формирование умения повторять несложные фразы;

• Появление самостоятельности у детей, активности в играх;

Развитие словарного запаса.

Трансляция проекта сайт ДОО

Паспорт проекта

Актуальность:

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира. Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы, используются специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса необходимо проводить речевые игры и упражнения: «назови одним словом», «кому нужны эти предметы», «узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «из чего сделаны», «угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса ведут одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание необходимо уделять логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, упражнениям и играм для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Должны присутствовать хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь. Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

Научная новизна проекта

Новизна проекта состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса по речевому развитию дошкольников через ознакомление с окружающим миром является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, использование ИТК, исследовательской деятельности в соответствии с ФОП.

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование и развитие речи дошкольников через ознакомление с окружающим миром природой в разных видах деятельности, объединить усилия воспитателей и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:

Обеспечить качественное образование и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;

Обеспечить проявление интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Составить картотеку игр – экспериментов;

Подготовить и провести консультации, беседы с родителями;

Непрерывно совершенствовать профессиональные компетентности.

Задачи познавательно-речевой деятельности детей :

формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности; - помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития :

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций.

Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты.

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы.

Ожидаемые результаты:

Появление интереса к стихам, песням, сказкам, эмоционального отклика на них;

Формирование умения повторять несложные фразы;

Появление самостоятельности у детей, активности в играх;

Развитие словарного запаса.

Этапы реализации проекта

№ Этапы Содержание

1. Организационный

(сентябрь) Изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта, составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.

Составление и подбор диагностических методик по теме проекта.

Составление плана мероприятий с учетом результатов диагностики дошкольников

2. Практический

(октябрь – апрель) Разработка и проведение системы занятий с детьми по экспериментальной деятельности. Проведение экскурсий, акций, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.

Обогащение развивающей среды по данной теме.

3.

Обобщающий

(май) Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала.

Организационные формы работы над проектом

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия, развлечения, игры-эксперименты.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Содержание работы над проектом

Сроки (начало- окончание) Содержание деятельности Форма предоставления результатов

В течение года Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.

Сентябрь -Организовать консультацию для родителей.

-Оформить папку передвижку.

-Организовать выставку поделок. -Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

-Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)».

-Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала.

Октябрь -Провести занятие.

-Опубликовать конспект интегрированного занятия в электронном СМИ.

-Организовать дидактические игры. -Занятие «Зайка в гости к нам пришел»

-Публикация в электронном СМИ конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел»

-Организация дидактических игр:

1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

2. Игра «Лягушка и лягушата»

Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы : это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают.

Ноябрь -Оформить папку передвижку.

- Организация дидактических игр.

-Публикация опыта работы в электронном СМИ.

-Участие в конкурсе рисунков «Осень» -Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса».

-Организация дидактических игр:

1. «Поезд». Учить детей произносить звуки. Играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у», с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар).

2. «Чья мама? Чей малыш? Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей

-Публикация в электронном СМИ консультации по теме "Возрастные особенности детей 2-3 лет"

Декабрь -Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря.

-Участие во Всероссийском конкурсе рисунков. -Оформить папку передвижку. Тема: «Новый год».

- Организация дидактических игр:

1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.).

2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

-Участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества "Зима".

Январь -Изготовить кормушки для птиц.

-Организовать дидактические игры.

-Беседа с родителями.

-Прослушивание аудиозаписей -Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых».

-Организация дидактических игр:

- «Зимующие птицы» Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

-Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый)

- «Лошадка». Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

-Беседа с родителями

«Развитие связной речи детей в семье».

-Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных.

Февраль -Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры.

-Опытно-исследовательская деятельность. -Оформить папку передвижку. Тема: «Зимние игры и забавы».

-Организация дидактических игр:

- «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

- «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).

Опытно-исследовательская деятельность:

- «Игры с вертушками» познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

-«Таяние сосульки». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот брать снег и лед (сосульки) нельзя.

Март -Создание в группе огорода на подоконнике.

-Опытно-исследовательская деятельность.

-Консультация для родителей. -Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

-Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.

- Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

-Организация дидактических игр:

-«Животные и их детёныши» Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Апрель - Экскурсии совместно с детьми.

-Оформить папку передвижку.

-Консультация для родителей -Оформить папку передвижку. Тема: «Весна»

- Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям».

-Консультация для родителей на тему «Как учить стихи»

-Организация дидактических игр:

- «Пришла весна-красна». Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Май Диагностика Отчёт о проделанной работе за учебный год. Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Работа с детьми:

В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, работа строилась по принципу «что вижу, то и познаю». Работа с детьми включала в себя:

- экскурсия «Экскурсия к цветущим деревьям»;

- чтение сказок и былей;

- изучение карточек с изображением животных, птиц, растений;

- прослушивание аудиозаписей с голосами животных и птиц, звуки природы;

-организация опытно-исследовательской деятельности;

- дидактические игры для знакомства со свойствами предметов;

- создание в группе огорода на подоконнике.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

Работа с родителями:

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Для родителей были проведены и организованы:

-консультации и беседы на темы: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)», «Возрастные особенности детей 2-3 лет», «Учим ребенка общаться», «Как учить стихи», «Развитие связной речи детей в семье».

-папки-передвижки: «Весна», «Зимние игры и забавы», «Игры для детей по расширению словарного запаса», «Новый год».

- участие в акциях: «Открытие птичьих столовых», «Очистим мир».

- выставка поделок из природного материала.

Заключение

Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи. В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме, провели мониторинг по речевому развитию в процессе ознакомления с окружающим в форме диагностических упражнений. Разработали занятия, целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Оформили картотеку игр по данной теме. Провели родительское собрание «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность», консультацию: «Правильно ли говорит ваш ребёнок», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.

Проведенная работа в ходе проекта оказалась эффективной, показала, что у детей повысился уровень познавательной активности и уровень знаний об окружающем мире, возросла заинтересованность к опытно-экспериментальной деятельности. Дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Публикации по теме:

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники»Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники» Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Игровой макет «Времена года» для ознакомления детей с окружающим миромИгровой макет «Времена года» для ознакомления детей с окружающим миром Важном этапом дошкольного развития является игра. Поэтому игровая деятельность имеет в себе огромный развивающий и дидактический потенциал.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗКонспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей посредствам ознакомления с окружающим миром»
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 09:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие речи детей посредствам ознакомления с окружающим миром»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрушкова (УИ 1271377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД