Штацкая Татьяна Николаевна
Проект: «Развитие мелкой моторики при помощи нестандартного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживаются, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Публикация «Проект: „Развитие мелкой моторики при помощи нестандартного материала“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
- массажных мячиков;
- прищепок;
- счетных палочек;
- зубных щеток;
- шестигранных карандашей;
- грецкого ореха;
- клубка ниток;
- макаронных изделий
- бус;
Цели проекта:
Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Развивающие задачи:
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
- Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- Развитие тактильных чувствительности рук.
- Совершенствование двигательной памяти.
Воспитательные задачи:
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений.
- Формирование коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
- Формирование речевых навыков у детей возраста.
- Интеллектуальное развитие детей;
- Пополнение предметно-развивающей среды группы;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Упражнения с красивыми и разнообразными бусинами - пожалуй, самое лучшее, что только можно найти для развития мелкой моторики. Самые разные наборы бус (деревянные, пластиковые, металлические, разных цветов, форм и размеров) очень нравятся детишкам, и мальчикам, и девочкам. Девочкам - особенно, потому, что есть специальные наборы бусин для создания украшений.
Года в 3-4 дети нанизывают бусины все подряд (под присмотром взрослого, без распорядка; дети более, старшего дошкольного возраста уже собирают разные узоры, стараются сделать «красиво» и правильно. Дети - школьники могут и из бисера собирать поделки, игрушки. Ниже я привожу подборка различных игр с бусами для детей среднего и старшего дошкольного возраста:
Примечание: при изготовление, нанизывании бусинок на нитку нельзя использовать леску плотную и жесткую, так как она хорошо держит форму и с бусами будет сложно работать детям (будет всё время разворачивать просто в форму неровного овала) и ещё при закреплении двух краев нитки оставьте 1-1.5 см пустой лески или нитки без бусинок, это поможет ребятам при изображении различных фигур и узоров из ниток бус.
Приложение: Подборка игр с бусами.
«Спрячь в ладошках».
Цель: учить детей собирать бусы в двух ладонях, прижимая одну ладонь к другой массировать руки, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Ход игры: ребенок берет нитку бус и собирает их в ладонях так, чтобы все бусинки были спрятаны. Прижимая одну ладонь к другой, перекатывает бусы в ладонях, ребенок массирует всю ладонь и пальцы рук. После 5-10 секунд массажа, бусы положить на ковер или стол. Повторить 3-4 раза.
«Перекати бревно»
Цель: учить детей не отрывая ладонь руки от ковра или стола перекатить нитку бус до определенного ориентира, закрепить умение массировать руки, развивать мелкую моторику пальцев и кисти рук.
Ход игры: нитка бус ровно расправлена на поверхности ковра или стола на расстоянии вытянутой вперед руки ребенка – это бревно, ребенок плотно прижимает две раскрытые ладони к бусам и начинает перекатывать их к себе, переходя с одного края нитки бус к другому. Когда бусы перекатились до ребенка или до края стола, дети начинают перекатывать бусы в обратном направлении от себя. Повторить 2-3 раза в каждом направлении.
«Улитка».
Цель: учить детей не отрывая ладонь руки от ковра или стола свернуть нитку бус в спираль или улитку, закрепить умение массировать руки, развивать мелкую моторику пальцев и кисти рук.
Ход игры: нитка бус ровно расправлена на поверхности ковра или стола, ребенок прикладывает раскрытую ладонь на край нитки бус и начинает закручивать ее, продвигая к другому краю, когда нитка бус закручена до конца, вид её должен напоминать улитку. Затем бусы двумя указательными пальцами, которые ставятся по краям, раскручивается в ровную полоску. Бусы ровно расправляются, и ребенок начинает скручивать новую улитку уже другой рукой. Повторить 2-3 раза каждой рукой.
«Посмотри что получилось?».
Цель: учить детей видеть в хаотично разбросанных нитках бус, какой либо образ и уметь описать его, развивать воображение и внимание, закрепить умение массировать руки, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Ход игры: сидит на ковре, ребенок берет бусы и собирает их в ладонях так, чтобы все бусинки были спрятаны, прижимая одну ладонь к другой, перекатывает бусы в ладонях, затем поднимает высоко над головой и раскрывая руки бросает на ковер или стол (лучше ковер, чтобы бусинки не разбивались). Не трогая руками нитку бус, ребенок внимательно рассматривает, как упали бусы и говорит, что получилось, какой образ или действие он видит. Повторить 3-4 раза.
«Нарисую геометрическую фигуру».
Цель: учить детей из нитки бус ровно расправленной на поверхности ковра или стола, при помощи одного пальца руки выложить определенную геометрическую фигуру. Закрепить знания геометрических фигур. Развивать воображение, усидчивость и внимание, закрепить умение массировать руки, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Ход игры: из нитки бус, ровно расправленной на поверхности ковра или стола, при помощи только одного пальца правой руки (название пальца указывает воспитатель) выложить определенную геометрическую фигуру. Затем рисунок ломается, и ребенок выкладывает новую геометрическую фигуру одним пальцем левой руки. Повторить 4-5 раз.
«Сделай фигурку».
Цель: учить детей из нитки бус лежащей на поверхности ковра или стола, делать какой либо предмет или образ и уметь рассказать о нем. Развивать воображение, усидчивость и внимание, закрепить умение массировать руки, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Ход игры: из нитки бус, лежащей на поверхности ковра или стола, дети выкладывают, какой либо образ или предмет и рассказывают о нем. В работе используются две руки. При выполнении работы, если сверстник затрудняется выполнить задание, другой ребенок может ему помочь. Выполненный рисунок, образ или предмет не обязательно должен быть привязан к цветовой гамме бус. Затем рисунок убирается и создается снова. Повторить 2-3 раза.
«Сделаем вместе».
Цель: учить детей работать в паре, из двух ниток бус лежащей на поверхности ковра или стола, делать какие либо предметы или образы и уметь рассказать о них. Развивать воображение, усидчивость и внимание, закрепить умение массировать руки, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Ход игры: из нитки бус, дети выкладывают, какой либо образ или предмет, состоящий из двух предметов или образов, и рассказывают о нем. В работе используются две руки. Два образа должны находиться рядом и по смыслу должны дополнять один другого, могут быть связаны одной темой, одним содержанием. Выполненный рисунок, образ или предмет не обязательно должен быть привязан к цветовой гамме бус. Затем рисунок убирается и создается снова. Повторить 2-3 раза.
«Волшебная выставка».
Цель: учить детей из нитки бус лежащей на поверхности ковра или стола, делать какой либо предмет или образ и уметь рассказать о нем. Развивать зрительную память детей, воображение, усидчивость и внимание, закрепить умение массировать руки, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Ход игры: из нитки бус, лежащей на поверхности ковра или стола, дети выкладывают, какой либо образ или предмет и рассказывают о нем. В работе используются две руки. Когда работа по созданию рисунка или предмета окончена, дети отправляются на «выставку работ», гуляют и рассматривают работы детей. Дети запоминают, кто именно и какие работы сделал. Все рассаживаются на свои места, и выбирается один водящий «главный экскурсовод». Воспитатель, просит рассказать экскурсовода о том, какие работы находятся на выставке и кто их автор. Так сразу можно опросить двух или трех детей. Затем экскурсия по выставочному залу может повториться. Выполненный рисунок, образ или предмет не обязательно должен быть привязан к цветовой гамме бус. Повторить 2-3 раза.
«Сделаем картину вместе»
Цель: учить детей работать сообща, уметь оговаривать создаваемый образ. Учить детей из нескольких ниток бус лежащей на поверхности ковра или стола, делать какой либо предмет, образ или какое – то действие и уметь рассказать о нем. Развивать зрительную память детей, воображение, усидчивость и внимание, закрепить умение работать с бусами, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Ход игры: из нескольких ниток бус, лежащей на поверхности ковра или стола, дети выкладывают, какой либо образ или предмет и рассказывают о нем. В работе используются две руки. Выполненный рисунок, образ или предмет не обязательно должен быть привязан к цветовой гамме бус. Повторить 2-3 раза.