Лариса Судеева
Проект «Разноцветная зебра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:увеличениеагрессивности, тревожности, неврозности детей дошкольного возраста.
Обоснование проблемы:
• частое эмоциональное напряжение детей
• частая смена настроения
• быстрая утомляемость
Цель проекта : изотерапия, каксредство сохранения и укрепления нервно-психического здоровья дошкольников.
Задачипроекта :
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств.
2. Стабилизация эмоционального состояния детей.
3. Облегчение процесса коррекции.
4. Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.
Публикация «Проект „Разноцветная зебра“» размещена в разделах
5. Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.
6. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций у дошкольников.
Сроки проекта : октябрь – апрель 2015 г.
Участники проекта : дети, педагог – психолог, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: дидактические игры и пособия по данной теме.
Ожидаемый результат:
• Снижение эмоциональной тревожности
• Повышение самооценки
• Развитие коммуникативных навыков
• Развитие самосознания
• Улучшение детско-родительских отношений
• Закрепление положительных поведенческих отношений
• Снижение числа тревожных и агрессивных детей.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
• повышение уровня профессиональной компетентности;
• определение объема материала, который будет адресован детям;
• изучение специализированной литературы;
• изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
II этап: творческий (основной)
1. Проведение диагностического наблюдения.
2. Подбор игр и упражнений по результатам диагностики:
• изготовление дидактических игр;
• составление картотеки пальчиковой гимнастики
• подбор музыкальных произведений
• составление картотеки упражнений и игр на релаксацию детей
3. Анкетирование родителей на тему: «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»
4. Составление плана работы с детьми и родителями по данной проблеме.
5. Проведение консультации для родителей «Изотерапия».
6. Оформление папок-раскладушек для родителей по теме проекта :
• папка-раскладушка «Изотерапия»;
• папка-раскладушка «Практические советы для родителей «Нетрадиционная техника рисования»»;
• папка-раскладушка «Рисуем без кисточки»;
7. Проведение мастер-класса для родителей «Рисование жидким тестом».
8. Проведение мастер- класса для педагогов «Пейзаж кусочком текстиля».
9. Проведение консультации «Изотерапия в образовательном процессе»
10. Проведение выставки совместного творчества детей и родителей по теме: «Разноцветная зебра»
III этап: заключительный
1. Диагностика детей;
2. Самооценка, выводы.
3. Презентация опыта
4. Публикация
Актуальность проекта :
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов.
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они, то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают.
Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня?
Для гармоничного развития личности ребенка-дошкольника, для коррекции нервно-психического состояния, основываясь на коррекционно-личностный и деятельностный подход в развитии детей, наш детский сад уже второй год применяет в работе артпедагогические технологии, частью которых является арт-терапия.
Понятие «арт-терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества.
Арт-терапия как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализацией на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, регулятивная, профилактическая.
Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т. д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов, опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими
Теоретическое обоснование проекта «Разноцветная зебра»
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Но я решила более углубленно остановиться на изотерапии.
Изотерапия предоставляет наиболее яркие возможности для самовыражения детей. В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.
Детский рисунок используется в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений.
Изобразительные способы и техники должны быть нетрадиционными.
Практическая часть
Исходя из нашей проблемы, в начале года психологом была проведена диагностика эмоционального состояния детей.
Результаты диагностикии наши наблюдения показали (диаграмма 1.) :
у 28% детей наблюдалась тревожность, быстрая утомляемость, 20% -агрессивность; 52%-спокойствие.
Для коррекции эмоционально-волевой сферы детей нами был разработан цикл изотерапевтических техник.
Составлен план работы с детьми по нетрадиционной технике рисования. В средней группе можно использовать следующие изобразительные техники:
1. Оттиск поролоном.
2. Оттиск печатками из ластика, пробок, яблоко, пальчиками, ватными палочками.
3. Восковые мелки + акварель.
4. Свеча +акварель.
5. Рисование мятой бумагой.
6. Рисование ладошкой.
7. Монотипия предметная.
8. Камкание бумаги (скатывание).
9. Ниткопись.
10. Набрызг.
11. Рисование сыпучими материалами и продуктами (соль, манка, пшено, песок).
12. Граттаж.
13. Эбру (рисование на воде).
14. Рисование с кусочком текстиля (ткани).
Также в комплексе работы с детьми применялась игровая терапия, музыкотерапия, релаксация, пескотерапия, которые позволяют детям выплескивать свою агрессию и расслабиться.
Помимо работы с детьми, также велась работа и с участниками процесса: с родителями и педагогами. Для родителей проводились консультации (приложение 2, изготовлены папки-раскладушки, родительницей Жариновой Е. А. проведен мастер-класс в технике «Эбру-рисование на воде» в домашних условиях, что рекомендуется гиперактивным детям. Для родителей мной проведен мастер-класс «Рисование жидким тестом». Для педагогов был проведен мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Рисование с кусочком текстиля (ткани)», консультация «Изотерапия в образовательном процессе».
Вывод в результате арт-терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее.
Проведенная нами работа дала положительный результат. К концу года настроение детей улучшилось, уменьшилось число тревожных и агрессивных детей.
Практическая значимость проекта :
• Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использованиеизотерапии для снижения агрессивности и утомляемости детей.
• Разработка нетрадиционных техник рисования и дидактических игр;
• Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта :
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья детей дошкольного
возраста.
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами по нетрадиционной технике рисования.
Список литературных источников
1. Киселева М. В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб. : Речь, 2008.160с.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
3. Л. Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей. -СПб. : КАРО,2010.
5. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.
8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.
Информационные ресурсы
1. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
2. https://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_izo/5097-izo.html
3. https://prepodavanie.narod.ru/p11.htm