Оксана Морозова
Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления «Растения нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Растения нашего края"
[/b]
Старший воспитатель Морозова Оксана Владимировна
Воспитатель Телегина Анна Владимировна
Педагог-психолог Репницына Екатерина Викторовна,
Учитель-логопед Болдарева Александра Валерьевна.
Нами был разработан и реализован проект «Растения нашего края».
Публикация «Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления „Растения нашего края“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Цель проекта : Разработать систему коррекционной работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико – синтетической деятельности с использованием проекта.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность воспитанников, аналитико – синтетическое мышление.
2. Расширить знания детей о растительном мире севера, развивать природоохранное поведение.
3. Учить налаживать взаимоотношения между членами группы, между взрослыми и детьми. Развивать в детях организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходила несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Формирующий эксперимент проходил в три этапа.
В проект вошли организованные формы обучения и совместная деятельность педагога и детей :
Содержание работы над проектом :
1 этап: Постановка проблемы: «Что мы знаем о растениях?» включила в себя написание письма детям в Африку с рассказом о своём северном крае. Цель: Определив проблемную ситуацию, побудить детей к решению углубить и расширить свои знания о природе родного края.
2 этап: Ознакомление дошкольников с растительным миром и развитие у них аналитико – синтетического мышления. Работа на этом этапе включила в себя:
• НОД в форме занятий, викторин на темы:«Царство деревьев», «Царство ягод»;«Растения, которые нас лечат», «Надо беречь и охранять природу»; занятий по обучению детей уходу за растениями; по ознакомлению с труд взрослых в природе: «Кто живёт в группе?», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Кто главный в лесу?», «Наши зелёные друзья».
Цель: активизировать познавательную деятельность старших дошкольников; в играх и беседах развивать аналитико – синтетическое мышление и ВПФ. Расширить знания детей о растительном мире севера, природоохранное поведение.
• Рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой литературы. Беседы и разговоры с детьми на экологические темы: «Лесная аптека», «Как нужно вести себя в лесу», «Чтобы лес стал другом» «О весне…», «Сравним признаки ранней и поздней весны», «Лес – не мусорная свалка», «Чем нас радует лес?», «Человек природе друг или хозяин?», «Чем прекрасна тишина».
Цель: учить дошкольников думать, рассуждать, строить умозаключения и делать выводы, уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит педагог, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом.
•Экскурсии, туристические прогулки на природу со следующими тематиками: «Экологическая тропа», «Узелки на память», «Первые вестники весны» «Ранняя весна в лесу», «Хвойные деревья», «Деревья в лесу», «В лес за тишиной».
Цель: в природных условиях учить воспитанников отгадывать загадки, решать проблемные ситуации, логические задачи, головоломки, проходить лабиринты на бумаге, закреплять полученные знания в играх, совершенствующих логическое мышление. В экспериментальных действиях учить детей устанавливать причинно – следственные связи: «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток?», «Что живёт под снегом?». Побуждать воспитанников придумывать и инсценировать сказки «Спор деревьев» (ели и сосны, «Как берёзка друзей нашла», собирали природный материал, из которого в свободной деятельности изготавливали поделки.
• Наблюдения в уголке природы и в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, учить их наблюдать, размышлять, развивали наблюдательность, воспитывали эмоционально и эстетически. В зависимости от познавательных задач мы использовали различные виды наблюдения.
• Словесные, дидактические, подвижные, сюжетные игры. При ознакомлении детей с растениями мы использовали дидактические игры с природным материалом. Такие игры развивали у воспитанников мелкую моторику, что очень важно для подготовки дошкольников к учёбе в школе.
1) Цель: в играх учить обобщать понятия, классифицировать, соотносить по смыслу: «Назови группу», «Найди лишнее», «Найди деревья, кустарники, цветы, ягоды», «Лиственные и хвойные деревья», «Что общего?», «Разделительная линия», «Кто живёт в лесу?», «Чего даёт лес?», «С какого дерева», «Чего больше?»,
2) Цель: в играх учить сравнивать, предварительно анализируя увиденное : «Найди такой же», «Назови сходства и различия», «Найди пару», «Пара к паре», «Назови ласково», «Назови листочек»,
3) Цель: в играх учить систематизировать: «Пронумеруй ёлочки по размеру», «Пронумеруй грибы по высоте», «Пронумеруй деревья по толщине», «Продолжи ряд», «Без чего не бывает леса?», «Назови, какой сок», «Соедини стрелками в нужном порядке», «Ошибки художника», «Как растёт дерево», «Пустое место», «Закончи предложение», «Нарисуй таблицу»,
4) Цель: в играх учить ограничивать, классифицировать: «Покажи сначала деревья, потом кусты (потом ягоды, потом цветы)», «Найди предметы зелёного цвета (красного)», «Что колючее?»;
5) Цель: в играх учить отрицать: «Скажи наоборот», «Схема и рисунок», «Расшифруй схему», «Найди ни ель и ни берёзу», «Обведи не кусты (не цветы, не ягоды)», «Бывает или нет?»;
6) Цель: в играх учить анализировать и синтезировать, тренировать воображения «Найди фрагменты на картинке», «На что похоже?», «Что мы видим?». «Что такое?», «Что не так?»;
7) Цель: в играх учить словообразованию, развивать речь, активизировать словарь: «Измени слово», «Кто быстрее?», «Назови – какой?», «Любопытный», «Слова - приятели», «Импровизация», «Сочиним историю», «Новая история».;
8) Цель: в подвижных играх закреплять полученные ранее знания, развивать психофизические качества: «К названному дереву беги», «Что там далеко?», «Запахи леса», «Метелица, вьюга, пурга, буран» и другие (Приложение №10).
* Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дают возможность подробно рассмотреть природу, длительно сосредоточить на них внимание, подводит ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий/
* Опыты, поисковую деятельность мы использовали как способ решения познавательной задачи.
В процессе дети преобразовали объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы, формировали умение устанавливать причинно – следственные связи. В проект вошли такие эксперименты, как:
-«Может ли растение дышать?» ( Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений);
- «Есть ли у растений органы дыхания?» ( Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании);
-«Как развивается растение?» ( Цель: выделить циклы развития растения : семя – росток – растение – цветок – плод – семя);
-«Нужен ли зимой растениям снег?» ( Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе);
-«С водой и без воды», «На свету и в темноте», «В тепле и в холоде» ( Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло);
-«Где лучше расти?» ( Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу);
-«Нужен корешкам воздух?» ( Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями);
-«Куда тянутся корни» ( Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды);
-«Много - мало» ( Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев);
-«Запасливые стебли» ( Цель: доказать, что в жарких странах стебли некоторых растений могут накапливать влагу);
-«Бережливые растения» ( Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне).
* Труд детей в природе создавал благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Мы учили ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.
• Работа с моделями, с календарём природы, с дневником наблюдений. Разнообразие используемых этапов развития навыков наглядного моделирования помогли нам решить следующие дидактические задачи:
*Знакомство с графическим способом представления информации.
*Формирование навыка дешифровки модели.
*Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Воспитанники составляли рассказы по опорным схемам: «Как размножаются деревья (растения, «Сравни дерево (растение, ягоду, «Что происходит с листочками», «Почему желтеют листья?», «Как дышат листья», «Как дерево питается», «Строение дерева», «Что необходимо для роста дерева»; Составление рассказа по логическим цепочкам: «Расскажи о дереве (ягоде)»; Сбор моделей: «Собери деревце (ягоду, растение, цветок)».
Нами были изготовлены модели знакомых детям объектов живой природы и использовали для этого поделочный и природный материал – бумагу, фотографии, ткани, пластилин.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему: «Мать – и мачеха», «Одуванчик», «Лесные ягоды» (голубика, черника, брусника, морошка) «Зимний лес», «Первые вестники весны» «Ветка вербы» - с натуры, «Моё любимое дерево», «Хвойные деревья», коллективный коллаж «Лесное царство».
Итогом работы над проектом стало изготовление альбома с детскими рисунками в подарок маленьким жителям Африки.