Екатерина Моторина
Проект «Растения-фитотерапевты Липецкой области»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное общеобразовательное учреждение №127
«Растения – фитотерапевты Липецкой области»
Автор проекта :
Моторина Е. А.
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети и родители средней группы, воспитатели.
Публикация «Проект „Растения-фитотерапевты Липецкой области“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Липецкая область, город Липецк
- Природа Липецкого края
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Актуальность темы: дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем мире, этические представления. У детей среднего возраста появляется стремление больше знать о родном крае. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова и другие. В данном проекте мы попытаемся привить детям любовь к родному краю, через знакомство с природой, а в частности, с лекарственными растениями Липецкой области.
Цель проекта : выяснить какие лекарственные растения произрастают на территории Липецкой области, какую пользу они приносят людям и возможно ли вырастить их в условиях детского сада. Оформить наглядный материал.
Задачи проекта :
- обогатить представление детей о растениях, произрастающих в нашем регионе;
- развивать связную речь через составление описательного рассказа;
- вызвать желание узнать историю каждого из растений;
- сформировать представление о том, какие растения полезны, а какие вредны для нашего организма;
- прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений;
- научить правильному сбору и хранению лекарственных растений.
Участие родителей: совместно с детьми сбор и засушивание лекарственных растений, сбор народных рецептов.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть лекарственные растения, произрастающие на территории Липецкой области;
- знать составные части растений;
- определять по запаху и вкусу;
- составлять описательный рассказ о лекарственном растении;
- знать как растут и как ухаживать за лекарственными растениями, о полезных свойствах, времени сбора;
- создание гербария.
Продукт проектной деятельности :
- изготовление папки – передвижки «Бабушкины рецепты»;
- создание гербария «Растения – фитотерапевты Липецкой области»;
- рисунки детей;
- фотографии.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
- изучение методической литературы;
- изучение литературы о лекарственных растениях Липецкой области;
- составление плана;
- создание развивающей среды;
- подбор игр и оборудования;
- создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
Реализация проекта :
- закупка семян и посадка их на «Экологической тропе здоровья»;
- опыт «Посев семечка»;
- беседа «Лекарственные растения»;
- познавательная беседа «Одуванчик»;
- сбор и засушивание лекарственных растений;
- изготовление папки – передвижки «Бабушкины рецепты»;
- консультация для родителей;
- конкурс рисунков «Весёлая ромашка»;
- фотомонтаж «Юные садоводы»;
- развлечение «Дарьюшкины сказки»;
- ежедневный труд на экологической тропе здоровья.
Развлечение «Дарьюшкины сказки».
Цель: познакомить детей со свойствами лекарственных растений; помочь прочувствовать взаимосвязь всего живого на земле; с помощью игровых приемов создать эмоциональный настрой; развивать творческое воображение.
Ход развлечения.
Воспитатель: - Ребята, мне надо ненадолго отойти, вы – взрослые и самостоятельные, поэтому я не волнуюсь за вас, а Александра Борисовна (мл. воспитатель) будет рядом. (Переодевшись в русский народный костюм, воспитатель возвращается).
Воспитатель – Здравствуйте, ребята! Мы с котом моим Васькой шли мимо вашего детского сада, и очень он нам понравился. Вот мы и решили зайти посмотреть: что за ребята здесь живут? А у вас уютно и светло, и вы все красивые и приветливые. Давайте знакомиться. Меня зовут тётушкой Дарьей. А вас как звать – величать? (Дети знакомятся, называя свои имена)
- У нас с Васькой по дороге беда приключилась, он лапку себе поранил. Что же нам теперь делать? Чем мы его полечим? Здесь нет ни зеленки, ни бинта. (Дети высказывают варианты решения проблемы).
- Ой, а что это у вас здесь растёт? А для чего он? Как называется? Алоэ? Чудной какой! Посмотрите-ка на листья, какие они. Я глажу листочек, а он мягкий, толстый, а надломить, так сок из него течёт живительный. Попадёт тот сок на ранку, и заживёт она. А может быть он и Ваське моему поможет? (Дети отвечают и помогают Дарьюшке вылечить кота).
«Тетка Дарья» принюхивается.
- И чем это у вас так хорошо пахнет? Запах приятный и знакомый. Что же так пахнет?
(Ответы детей)
- Да у вас здесь и мята есть? Где же она? (Дети показывают мяту). Мята – замечательное растение. А я знаю, что она тоже помогает людям. А вы знаете её лечебные свойства? (Дети вспоминают о свойствах мяты).
Тётка Дарья, подводя итог.
- Если листок такой, вместо чая заварить, то отвар от простуды поможет, а если плошку эту у кровати поставить, то всю ночь крепко спать будешь.
- Идите-ка скорей сюда (берёт коробку). Коробка - коробейка, раскройся поскорей-ка (Достаёт мешочек). У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек, понюхайте, подержите, названье его скажите. (Дети разглядывают растение, пытаясь угадать его. Если не угадывают нужно подсказать).
- Цвет этот растет не в траве – мураве, не на стебле, не на кусту. А цветёт этим цветом дерево, да так цветет, что запах вокруг, точно мед разливается. Что же это за цвет такой? ( Дети отвечают: липовый цвет).
- Липовый цвет. Как пахнет! Вы глазки закройте и понюхайте. А ещё из липового цвета чай душистый и целительный, он и от кашля поможет, и жар снимет. Чай тот силу человеку дает. Вот мы сейчас в чайничек и заварим липу с мятой, а как настоится, угощу вас чаем. (заваривает чай).
- А в моей коробке есть волшебный мешочек, что в нем? (достает загадки о лекарственных растениях). Дети отгадывают загадки, рассказывая о свойствах знакомых лекарственных растений.
1. Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
2. Солнышком лучистым
В травке золотится,
Белым облаком
По полю разлетится. (Одуванчик)
3. Не огонь, а жжётся (Крапива)
4. У дорог и у дорожек
Зелёный лекарь… (Подорожник)
5. Стоит в поле цветок –
Жёлтый глазок,
Белые реснички (Ромашка).
- Ну вот и чай заварился, угощайтесь, ребятушки, пейте чаек с малиновым вареньем, а я вам сказку расскажу.
- В одной маленькой коробочке жили маленькие зёрнышки. Однажды коробка упала, а только выпало из нее одно зёрнышко. Лежит оно и думает: «Куда я попало?» бежит мимо мышка, а я как раз мимо проходила и услышала, как зё рнышко мышку спросило: «Что теперь со мной будет?» А правда, что с ним будет ребята? Прорастёт? Надо полить? Давайте польем. И мышка полила зёрнышко из наперстка. И оно начало расти? Нет? А почему? Мышка отнесла зернышко в огород, дождик полил его, и … как вы думаете, что было потом? (Составляется «живая дорожка» : зерно, росток, листок, цветок, зерно).
А что было бы, если бы мышка не отнесла зёрнышко в огород? (Ответы детей).
- Ну вот нам с Васькой и пора, а коробку свою мы вам оставляем, пейте липовый чай на здоровье. До свидания!
В группу возвращается воспитатель:
- Как вы тут без меня, ребята? Я вот руку нечаянно поранила, что же мне делать? (Ответы детей) А откуда вы знаете? (Ответы детей) Что еще тетушка Дарья рассказала? (Дети делятся впечатлениями).
Беседа «Лекарственные растения».
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, их пользой для организма человека. Воспитывать у детей интерес к природе родного края, научить определять лекарственные растения по внешнему виду
.
Воспитатель: Что такое лекарственные растения? (Ответы детей).
Воспитатель: Растительный мир подарил человеку большое богатство – лекарственные растения, которые стали для него источником жизни, пищи, здоровья. Издавна люди подмечали у некоторых растений лечебные свойства. Сведения о них передавались из поколения в поколения. В далёком прошлом лекарственные растения были почти единственным средством от заболеваний. А сейчас?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Но лекарственным растениям отводится и в настоящее время большая роль в лечении различных заболеваний. Целебная сила заключена в неповторимой смеси природных живых соков. Таким образом ребята, к лекарственным растениям относятся те, которые благотворно влияют на организм человека, излечивают его от разных недугов. Ребята, а какие лекарственные растения нашего родного края вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Рассмотрим лекарственные растения на примере фиалки душистой. Встречается фиалка в лесах. Цветет в апреле – мае. Цветки сине – фиолетовые, имеют пять лепестков. Листья округлой формы. Семена помогают разносить муравьи. Цветки издают приятный аромат. Фиалку используют при простудных заболеваниях.
А в конце нашей беседы я хочу вам прочесть стихотворение:
На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но кто-то ей поклонится
И бережно возьмет.
Е. Серова
После беседы сыграть с детьми в дидактическую игру «Узнай по описанию».
Педагог дает описание любого, хорошо знакомого детям, лекарственного растения, а они называют его.
Познавательная беседа «Одуванчик».
Цель: сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях растения и их функции, о сезонном развитии растения.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы мне поможете. Жил на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима, наступила весна. Растаял снег, и на голой земле появились длинные резные листочки. Дети, из чего появились листочки? (Ответы детей).
Есть у одуванчика тоненькая ножка – стебелёк, на которой и держится цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Когда вы нюхаете одуванчик, нос у вас становится желтым. А знаете почему?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: В цветах есть жёлтый порошок, мелкий, как пыль, поэтому он и называется пыльца. А еще цветы содержат вкусный сок – нектар. Прилетит пчела попить его, «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнёт там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками – парашютиками.
Весь рассказ воспитателя сопровождается наглядным материалом.
Постарел наш одуванчик, стал седым. Как вы думаете, для чего семенам одуванчика, нужны такие пушинки – парашютики.
(Возможные ответы детей).
Да, подует ветер, разлетятся парашютики с семенами по белу свету полетают- полетают, а потом упадут на землю и вырастут из них новые одуванчики. А чем же одуванчик держится за землю? (Ответы детей). Правильно, корень «держит» одуванчик в земле.
А теперь давайте вместе подведём итоги нашей беседы.
Работа с родителями детей средней группы (учебный год)
Сентябрь
1. Родительское собрание «Роль семьи в условиях введения ФГОС дошкольного образования».
2. Оформление папки-передвижки «Здоровый образ жизни».
3. Консультация «какие игрушки необходимы детям».
4. индивидуальные беседы «Поведение детей в детским саду».
Октябрь
1. Консультация «Одежда детей осенью».
2. Праздник «Осень в гости пришла».
3. Индивидуальные беседы «Правила поведения на дороге».
4. Папка – передвижка «Полезные овощи».
Ноябрь
1. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
2. Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний».
3. Беседа «Проблема речевого развития».
4. Круглый стол «Особенности развития ребёнка 4-5 лет».
Декабрь
1. Родительское собрание «Детское экспериментирование – как фактор познания окружающего мира».
2. Конкурс «Сделай домик для птиц».
3. декорирование групповой комнаты к новогоднему празднику.
4. Папка – передвижка «Чем занять ребёнка в долгий зимний вечер».
Январь
1. Родительское собрание в активной форме «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья».
2. Индивидуальные беседы с родителями «Одежда детей в группе».
Февраль
1. Родительское собрание «Расти здоровым (рекомендации по разнообразию двигательной активности детей дома).
2. Консультация «кулинарные опыты с солёным тестом».
3. Концерт «Мы – защитники».
4. беседы с родителями «Основной вид труда дошкольников – самообслуживание».
Март
1. Проект «Профессии моих родителей».
2. Праздник «Я для милой мамочки».
3. Памятка для родителей «Самые важные вещи, которым родители могут научить своего ребёнка».
Апрель
1. Мастер – класс «Роль воображения в развитии речи детей через использование моделей и схем».
2. Родительское собрание «Мишка в гостях у ребят» (спорт. соревнование).
3. Театральная постановка совместно с родителями.
4. Конкурс «Неболейка (семейные рецепты по укреплению здоровья).
Май
1. Папка – передвижка «Дорожные правила – выполняйте правильно».
2. Проект «Растения – фитотерапевты Липецкой области».