Нина Латыпова
Проект «Расскажем детям о войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 «Колосок»
Проект
«Расскажем детям о войне»
Воспитатель: Латыпова Н. Г. ,
Первая квалификационная категория
п. Октябрьский, 2020 г.
Актуальность проекта :
Воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе формируется личность ребенка. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому перед педагогическими работниками дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых по ФГОС является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие).
Публикация «Проект „Расскажем детям о войне“» размещена в разделах
К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о военном оружии, о форме военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа, но в то же время Великая
Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки
воевавших, не передадим своим детям то, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется.
Необходимо попытаться восстановить связь, чтобы и наши дети ощутили: они тоже имеют, пусть и опосредованное, отношение к далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Обратив внимание на то, что дошкольники страдают дефицитом знаний о войне, об участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Расскажем детям о войне», где главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в которых живёт и развивается ребёнок, взаимодействие с социальными партнерами.
Проект «Расскажем детям о войне» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова : на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны во время Великой Отечественной войны.
Новизна проекта :
• Создание единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ;
• Систематизация имеющегося опыта по теме проекта;
• Использование инновационных технологий при реализации проекта;
• Использование компьютерных технологий при обучении и контроле знаний.
Цель. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, чувства гордости за подвиги своего народа в ВОВ, уважение к ветеранам.
Задачи.
Образовательные:
-обобщить расширить знания детей об истории ВОВ;
-дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи, сказки и песни, воздвигают памятники;
-формировать нравственно-патриотические качества: дружба, смелость и т. п.
-организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Развивающие:
-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребёнка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
-способствовать развитию речи через беседу, составление рассказов о ветеранах, обогащать словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома истории о близких;
-формировать способность понимать поведения героев сказок, сопереживать им.
Воспитательные:
-обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель, родитель – воспитатель, родитель – ребёнок.
Участники проекта.
Педагоги
Родители (мама, папа)
Воспитанники среднего возраста (4-5 лет)
Музыкальный руководитель
Логопед
https://www.instagram.com/sysert_territoriy_detstva/ (партнер для публикации в сми)
Вид проекта : творчески - познавательный.
Тип проекта : краткосрочный (апрель – май)
Предполагаемый результат:
Накопление детьми знаний о ВОВ, ветеранах, героях войны;
Проявление уважения к взрослым со стороны дошкольников;
Сформирован эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского народа, празднике - День Победы;
Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности;
Участие детей в процессе обсуждения произведений художественной литературы, произведений изобразительного творчества;
Пополнение патриотического уголка в группе;
Привитие интереса у родителей к жизни группы;
Привитие интереса у детей к выставкам, музеям;
Активизировать интерес родителей к занятиям, беседам с детьми.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный) :
- сбор литературы по данной теме;
- составление плана работы.
Основной этап (практический)
Образовательная область Формы и методы работы
Социально-коммуникативное развитие Тематические беседы:
«9 мая – День Победы»;
«Мудрость на каждый день»;
«Ордена и медали»;
«Дети войны»;
«Музыка войны»;
Посещение выставки и музея «Помним, гордимся»;
Сюжетно-ролевая игра: «Мы военные».
Познавательное развитие НОД: «Детям о ВОВ» ( Цель: дать детям знание о ВОВ; закрепить знания детей о разных видах войск; воспитывать уважение к старшему поколению);
Дидактические игры: «Назови пословицу», «Раньше и теперь», «Что лишнее?», «Вещи войны» и т. д. ;
Просмотр видеозаписей: «Парад Победы», «Блокада Ленинграда».
Речевое развитие Заучивание стихотворений «День победы»
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин, коллекций открыток, военных наград: ордена и медали; открытки «Города-герои» и «Город- герой Волгоград»; картины: «Салют Победы», «Оборона Севастополя», «Отдых после боя»;
Чтение художественной литературы: К. Паустовский «Стальное колечко», А. Митяев «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Обыкновенные ребята», Е. Благинина «Шинель», Т. Маршалова «Мир детям» и т. д. ;
Прослушивание песен: А. Александров «Священная война», Блантер «Катюша», А. Филиппенко «Вечный огонь», А. Загота «Прадедушка», Д. Тухманов «День Победы» и т. д. ;
«Конструктивно-модельная деятельность: «Пилотка;
«Изобразительная деятельность» : «Вечный огонь», «Военная техника», «Салют», открытка ветеранам (коллективная работа)
Физическое развитие Досуг «Бравые солдаты».
Тематика интегрированных бесед
Нравственное качество Сказка Пословица Мудрость на каждый день
Верность «Преданный друг» Доброе дело без награды не останется
Наградам все на свете рады,
И получают все награды.
Но доброта наград не ждет,
Она без почестей живет.
Немногословна и скромна,
Но светит как звезда она.
Нам этот свет как дар дается,
Он без наград не остается.
Взаимопомощь «Лесная дружба» (по сказке «Заячья избушка») Доброе богатство – лучше богатства Где мне богатство отыскать?
С чего мне поиски начать?
В какой таинственной стране
Она врата откроет мне?
Копиться с юных лет должно
В стране души твоей оно!
Ты вспомни всех друзей добром
И сразу станешь богачом.
Взаимовыручка «Волк и семеро козлят» Всякое время своих друзей собирает То смеемся, то страдаем,
То болеем, то мечтаем.
В счастье с нами друг один,
В горе мы уже не с ним.
С нами те, потом другие,
Видно, времена такие:
Нет единственного друга,
Без него нам в жизни туго!
Единство «Репка» Один за всех, и все за одного Другу плохо? – Все за дело!
Выручайте его смело!
Он один, он вас зовет,
Верит: помощь подойдет.
С вами что-нибудь случится,
С вашей он бедой сразится.
В жизни и один – герой,
Если за друзей горой!
Любовь «Колобок» В родной семье и каша гуще Побывал в домах я многих:
И богатых, и убогих.
Много разног видал,
Кашу всякую едал.
Но в семье родимой нашей
Самая густая каша.
Дома близкие мои
Варят кашу из любви.
Дружба «Боевая дружба» Крепкую дружбу и топором не разрубишь Что ты машешь топором?
Дружба крепкая, как дом,
Как гранитная стена,
Не разрушится она
Ни на крошку, ни на грамм,
Убедишься в этом сам.
Узы дружбы не разрубишь,
Только время зря погубишь!
Братство «Времена года» С другом и горе пополам Легко на свете жить друзьям,-
Все беды делят пополам.
И две беды, и даже три-
Удобно, что не говори!
Когда беда разделена,
Она не так уж и вредна.
Она не злится, не шипит,
А тихо в уголке сидит.
Память «Звёздочка» Жизнь дана на добрые дела Жизнь для добрых дел дана,
Ими славится она!
Счастлив ты, когда успел
Сделать много добрых дел!
Злое в жизни так мешает,
Бьет оно и унижает…
Жизнь для добрых дел дана,
Ими славится она!
Взаимовыручка «Три медведя» Доброе дело два века живет Не один кроткий век
Проживает человек,
Если он добро хранит,
Если доброе творит.
Все с годами исчезает,
Доброта не умирает!
В добром деле - вечный свет
На десятки, сотни лет!
Жертвенность «Путешествие по времени» Всякое дело человеком ставится, человеком славится Из года в год, из века в век
Дела свершает человек,
И славен этими делами.
Какими? Угадайте сами!
Не прославляли человека
Злость и жестокость век от века.
Иное славится веками!
Что? Угадайте это сами.
Смелость «Боевая дружба» Без беды друга не узнаешь Есть беда, а друга нет,
Значит, ты в плену у бед.
Друг вдали, он не с тобой,-
Ты наедине с бедой.
Нет беды-дружок помог,
Значит, другом быть он смог!
Познаётся друг в беде
Испокон веков везде!
Отважность «Смелый поступок» Доброе семя, добрый и всход Семя добрый всход дает,
Если на добре растет,
Если к солнышку стремится,
Если ветра не боится.
Если добрая семья,
Если ты живешь любя,
Скоро из тебя взойдет
Добрый и чудесный всход!
Ответственность «Три поросенка» Дружба - в делах помощница Дружба в жизни помогает,
Направляет, вдохновляет,
Окрыляет, освещает,
Украшает, утешает.
Дружба верит и мечтает,
Поднимает и прощает.
Поднимает и растит,
Дружба – самый прочный щит!
Преданность «Верные друзья» Дерево сильно корнями, а человек – друзьями Из года в год, из века в век
Силен друзьями человек.
Для нас друзья как корешки –
Они надежны и крепки.
Из них растем мы вновь и вновь,
Из них мы черпаем любовь.
Они нам силу придают,
Они упасть нам не дают.
Работа с родителями:
Совместное оформление альбомов: «Военная техника», «Военные профессии»;
Консультация «Как рассказать детям о войне»;
Выставка совместных рисунков родителей и детей «75 лет Победы в Великой Отечественной войне»
Заключительный этап:
Презентация проекта;
Выставка рисунков и поделок;
Создание творческой папки дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны; дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр с патриотическим содержанием; тематических бесед;
Участие в конкурсе: стихи к дню Победы.
В ходе проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
В результате участия в проектной деятельности дети стали увереннее в себе, своих силах и поддержке сверстников, они стали теплее и уважительнее относиться друг к другу, у них появился интерес к истории России.
Литература:
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», 2016. – 296с. +12с. цв. вкл.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет). М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ;
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г. ;
4. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа-М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.-112 с. ;
5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду для занятий 2-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
6. Интернет источники.
7. Журнал «Современный детский сад», №6 2013 г., стр. 58