Фащенко Ольга
Проект для детей 5–7 лет «Радужный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида
Проект «Радужный мир. Радуга круглый год»
Воспитатель:
Фащенко Ольга Николаевна
п. ВНИИССОК 2017 г.
***
Радужный мир – это страна знаний разноцветная, яркая: Вообразильские горы, вершина Фантазия, река Речь, ручей Умных вопросов, дорога Поиска, озеро Познания, города Догадок и Загадок, болото Сомнений и океан Раздумий.
Публикация «Проект для детей 5–7 лет „Радужный мир“» размещена в разделах
- Проекты
- Радуга, радужные идеи
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Продолжительность проекта : долгосрочный: сентябрь 2016 г. – май 2017г.
Тип проекта : исследовательский, экологический, экспериментальный, коллективный.
Механизм реализации проекта : Проект реализуется через взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса «педагоги + дети + родители».
Возраст детей : от 5 до 7 лет.
Актуальность проекта :
В современном обществе предъявляются новые, все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку – к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребенок – это всесторонне развитый ребенок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций и в связи с этим возникает необходимость формирования у дошкольников конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими взрослыми и взаимодействии друг с другом.
Для сплочения детского коллектива важно ежедневно проводить коллективные игры, опыты, эксперименты в которых дети выступают как полноправные участники и совершают вместе одинаковые действия.
Совместная деятельность способствует сплочению детского коллектива.
Цель: создание условий для эмоционального, радостного настроя детей и сплочение детского коллектива.
Задачи:
для детей :
1) уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей названиями цветов и оттенков;
2) дать понятие, что различные цвета – это не только способ изображения предметов и явлений, у каждого цвета свое настроение, свои эмоции;
3) в ходе опытно-экспериментальной деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;
4) развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения и навыки;
5) расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
6) развивать у детей творческие способности, воображение;
7) развивать связную речь у детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством;
8) воспитывать дружеские взаимоотношения;
9) создать радостное настроение в группе на длительный период.
для воспитателя:
1) обеспечить благоприятные условия для развития у детей творческих способностей;
2) собрать информацию о радуге, как явлении природы и способах получения радуги в домашних условиях;
3) переработать полученные знания через продуктивную деятельность;
4) учить охранять окружающую среду.
для родителей:
1) создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов.
Форма проведения итогового мероприятия:
1) праздник «Детство – это радужные краски» ;
2) фотовыставка по теме проекта.
Продукты проекта :
для детей :
1) выставка рисунков, поделок, аппликаций;
2) получение радуги в результате опытно-экспериментальной деятельности;
3) дети придумали девиз «Мы как в радуге цвета, неразлучны никогда»;
4) создание эмблемы группы «Радуга»;
5) подобрали гимн группы «Радуга»;
6) украсили группу радужными цветами.
Для педагога:
1) оформление папки «Радужный мир. Радуга круглый год»;
2) обновление эстетического пространства группы;
3) презентация по теме «Радужный мир. Радуга круглый год».
Для родителей:
1) консультация для родителей «Как заинтересовать детей»;
2) консультации для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Научите ребенка любить природу»;
3) ознакомление родителей с экспериментальным уголком ДОУ;
4) наглядная информация. Оформление папки-передвижки для родителей «Опыты и эксперименты с детьми дома»;
5) фоторепортаж по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
для детей :
1) сформируются представления о сенсорных эталонах цвета (семи цветах спектра);
2) повысится интерес к сенсорной культуре, и желание принимать участие в совместной деятельности;
3) дети получат представление о явлении природы – радуга;
4) в ходе опытно-исследовательской деятельности будут сформированы экологические знания, доступные пониманию детей;
5) расширятся и углубятся знания, представления детей об окружающем мире;
6) дети будут стремиться к четкому выполнению поставленной задачи;
7) повысится уровень мотивации к занятиям;
8) возрастет речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;
9) коллектив группы станет более сплоченным и дружным.
для педагога:
1) организация педагогического поиска по средствам реализации инновационных программ;
2) повышение теоретического уровня профессионализма педагога;
3) внедрение современных форм и новых методов работы;
4) самообразование и самореализация воспитателя;
для родителей:
1) получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
2) формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
3) развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
4) возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный:
• Определение темы проекта.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Изучение методической литературы по данной теме.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
• Подбор литературы для бесед с воспитанниками: стихи, рассказы, сказки, энциклопедии.
• Перспективное планирование проекта.
• Выбор форм работы с детьми и родителями.
• Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
• Создание образовательной ситуации игровой среды.
• Определение и формулировка ожидаемых результатов.
• Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
II этап основной:
• проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
• рассматривание иллюстраций – радуга;
• рассматривание энциклопедий по теме «Какой бывает радуга?»;
• чтение художественной литературы по теме проекта : В. Катаев «Цветик семицветик», Елена Кукуевицкая «Как появилась радуга», А. Маркова «Оранжевый цвет», Белобрыкина «Сказка о меле», Д. Биссет «Сказка про малютку – автобус, который боялся темноты», И. Знедонис «Желтая сказка», Дж. Родари «Голубой светофор», «Шоколадная сказка», «Фиалка на северном полюсе», В. Юдин «Рыжий город», Д. Соколов «История голубого города», стихи и загадки о радуге;
• рассматривание репродукции картины Алексея Саврасова «Радуга»;
• сочинение сказки «Посидим на радуге»;
• речевые игры: «Что может быть такого же цвета», «Бывает – не бывает», «Если бы я был…», «Радужная лесенка»;
• использование дидактических игр с радугой в занятиях по математике и изодеятельности;
• опытно-исследовательская деятельность «Создадим радугу сами»;
• проведение физминуток, пальчиковых игр по теме «Радуга»;
• прослушивание музыкальных произведений «Звуки природы»;
• рисование восковой пастелью и акварелью «по мокрому» с применением разных технологий: «Северное сияние»;
• рисование гуашью: «Волшебная радуга» и т. д. ;
• коллективная работа «У каждого своя радуга»;
• аппликации и поделки;
• подвижные игры «Море волнуется», «Выше радуги», «Собери радугу» «Быстро возьми»;
• украшаем снежную горку радугой;
• оформление территории участка: «Радуга ветряков», «Радуга цветов»;
• создание хорошего настроения «Радуга мыльных пузырей».
• рисунки на асфальте «Мы рисуем радугу»;
• оформление папки «Радужный мир. Радуга круглый год».
III этап – заключительный:
• Оформление выставок работ.
• Включение материала о радуге в конспекты разных видов занятий.
• Проведение праздника выпуска в школу «Детство – это радужные краски».
• Оформление результатов проекта в виде презентации.
• Фоторепортаж по теме «Радужный мир. Радуга круглый год».
Результаты проекта :
дети:
• свободно различают цвета и оттенки;
• дети получили представление о явлении природы – радуга;
• в ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей;
• расширены и углублены знания, представления детей об окружающем мире;
• дети стремятся к четкому выполнению поставленной задачи;
• повысился уровень мотивации к занятиям;
• повысился уровень связной речи;
• проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения;
• коллектив группы стал более сплоченным и дружным.
• заложены основы бережного отношения к природе;
• в самостоятельной деятельности используют разнообразные подвижные игры;
• научились согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
• научились самостоятельно решать поставленные задачи;
• оформили выставку по продуктивной деятельности;
• обогатили эмоции воспитанников.
воспитатель:
• повысил личностный профессиональный рост;
• была создана качественная предметно-развивающая среда для расширения представления детей о радуге.
родители:
• приняли активное участие в проекте «Радужный мир. Радуга круглый год»;
• повысили уровень личностного сознания;
• укрепили взаимоотношения с детьми.
Вывод: Проект «Радужный мир. Радуга круглый год» реализовал поставленные задачи.
Дети узнали, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Можно получить радугу в домашних условиях.
Осуществление данного проекта позволило развить навыки работы детей с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований.
Во время работы над проектом дети узнали о природном явлении радуге : как появляется радуга и почему она разноцветная. Определили, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя. Из истории изучения радуги выяснили, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон.
Опытным путём мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.
Дети узнали, что с помощью радуги можно повысить настроение, стоит лишь подуть на мыльные пузыри. Цвета радуги можно увидеть в любое время года: осенью – желтую и оранжевую краску, зимой – белую, синюю и голубую, весной – зеленую, а летом увидим все цвета радуги.
А самое главное, что в результате данного проекта дети стали дружным коллективом. Теперь с уверенностью мы можем сказать «Мы как в радуге цвета, неразлучны никогда!»
Литература
1. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М. : «Педагогика – пресс», 1998.
2. Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.
3. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М. : Просвещение, 1994 г.
4. Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М. : «NOTABENE», 1999.
5. Дошкольное воспитание. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва, 8/2002
6. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2, 2006.
7. Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум. - изд. -во «АСТ» - 1997.
8. Долгова Т. Л., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Издательство, Сфера 2014г.
9. Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.
10. Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.
11. Необычные и грозные явления в атмосфере, Энциклопедия для детей, т. 3 «География». - Москва: изд-во «Аванта+» - 1999 .
12. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.
13. Рабиза Р. В. Простые опыты. Забавная физика для детей. - Москва: изд. -во «Детская литература» - 2000.
14. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.
15. Я познаю мир: Дет. Энцикл. /М. : ООО «Издательство АСТ»,2002г.
16. Использованные Интернет-ресурсы: https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-radugu.html