Татьяна Спасенко
Проект рабочей программы «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А
Общество пока еще в полной мере не осознало, что поступление в школу – один из критических и очень ответственных этапов становления маленького человека. Начало обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка, требованиям учебной деятельности. Это сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности собственно психологическую готовность: личностную, предполагающую сформированность социальных и познавательных мотивов их определенный уровень развития общения. А также развитие произвольности: умение ребенка планировать, регулировать и контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом; определенный уровень развития наглядно-образного мышления и начальных форм дискурсивного.
Публикация «Проект рабочей программы „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Важнейшее условие успешного обучение в школе - наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему как к существенному значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. В работах психологов А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Н. А. Менчинской подчеркивается роль, личностных, и именно мотивационных, факторов как слагаемых успешности школьного обучения.
Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника» : готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивнее желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ.
Результаты проведенного мониторинга у детей подготовительной к школе группе показали : высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Таким образом, становится актуальна потребность проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». С этой целью была создана программа «Скоро в школу». При разработке программы мы опирались на методику развития познавательной мотивации и произвольности Н. И. Гуткиной, работы Г. А. Кривонос, Л. И. Божович, касающихся проблема развития мотивационной сферы ребенка.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет и реализуется в первую половину дня (понедельник – четверг с 9-9.30)
При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
• Приказ министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;
• Конвенция о правах ребенка.
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №245» г. Барнаула.
Цель: создать условия для развития мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-систематизировать у детей представления о школе и учении;
- формировать положительное эмоциональное отношение к школе;
- формировать внутреннюю позицию будущего ученика;
- способствовать развитию высших психических функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формированию их произвольности;
Предполагаемые результаты:
1. Ребенок задает вопросы о школе и учителях
2. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.
3. В группе создан мини-музей школьных принадлежностей и атрибутов.
4. Представлена выставка детских работ на тему «Школа моей мечты».
5. Систематизирован материал по повышению уровня просвещения родителей по вопросам готовности к обучению в школе
6. Разработана презентация «Мы тоже были первоклассниками». На основе воспоминаний и фотографий родителей
7. Создана книга творчества стихов, загадок и рассказов о школе.
Календарно – тематический план (2013 – 2014 год)
Месяц Тема Содержание
Сентябрь «Встреча со школой» Экскурсия к зданию школы : 1 сентября. Экскурсия в класс школы.
Заучивание стихотворения «В школу» П. Чайников
Рассматривание картины «Школа»
Игра «Дошкольник – школьник» (сходства-отличия)
Октябрь «Планета друзей»
Игра-путешествие «Путешествие в волшебную страну ДРУЖБА»
Слушание песен: “Если добрый ты”, “Улыбка”, “Настоящий друг”;
Игра “Дружные ребята”.
Разбор ситуации "Друзья".
Составление правил дружбы. Творческое задание “Мой рецепт дружбы”
Беседа «Друг познается в беде».
Ноябрь «Путешествие в страну знаний» Беседа «Как учились много лет назад?»
Прослушивание детских песен школьной тематики : «Учат в школе», «Первоклашка», «Дважды два - четыре».
Игра «Что лежит в портфеле?»
Рассматривание альбомов с родителями: «Мои родители – первоклассники».
Декабрь «Лесная школа»
Создание лесной школы на основе сказок М. А. Панфиловой
«Смешные страхи» сказка М. А. Панфиловой
Составление рассказа на тему: «Моя будущая школа».
Сюжетно ролевая игра «Школа»
Январь «Школьные правила»
Чтение: Э. Успенский «Дядя Федор идет в школу»
Драматизация отрывка сказки «Школьные правила» М. А. Панфиловой
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке.
Игра “Закончи предложение”
Зарисовка пиктограмм правил
Февраль «Мои помощники в школе»
«Лучик внимания»
«Море памяти»
«Желания и сила воли»
Дидактические игры «Урок и перемена», Дидактическая игра «Громко - тихо»
Март «Мастерская добрых дел» Сюжетно-ролевая игра «Магазин школьных принадлежностей»
Просмотр м/ф «Вовка в Тридесятом царстве»
Театрализация - обыгрывания ситуаций «Как бы ты поступил…»
«Уроки добра» С. И. Семенака
Апрель «Я сам» Аудиозапись стихотворения «Мой день».
Беседа по тексту.
Дидактическая игра «Я возьму с собой в портфель…» (цепочка слов)
Интеллектуальная игра для детей дошкольников и учащихся 1 класса
«Сегодня мы выпускники, а завтра будем школьники»
Сказки М. А. Панфиловой. Режим. Телевизор.
Игровое упражнение "Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать".
Май «Я будущий первоклассник» Рисование: «Моя первая учительница».
Букет для учительницы»
(торцевание)
Викторина с учащимися 1 класса «По дорогам сказок»
Интервью «Я будущий первоклассник»
Мониторинг освоения рабочей программы
1. Ребенок любознателен, активен и заинтересован в познании мира.
2. Ребенок эмоционально, положительно относится к школе.
3. Ребенок осознаёт необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость.
4. Ребенок владеет универсальными предпосылками учебной деятельности - умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
5. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.
6. Ребенок управляет своим поведением и планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
7. Присутствует желание пойти в школу - учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника.
Список литературы
1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для студентов вузов / В. Н. Белкина. — М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2005. — 255 с.
2. Волкова Е. Готов ли ребенок к школе? : Организация совмест. работы педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. — 2001. — N 8. — С. 99-101.
3. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе?. — М. : Знание, 1994. — 190 с.
4. Галахова Т. Пять компонентов готовности к школе // Обруч. — 2000. — N 2. — Прил. : с. 16-18.
5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М. : Просвещение, 1990. — 192 с.
6. Панфилова М. А. Лесная школа : коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М. А. Панфилова. — М. : Сфера, 2002. — 96 с.
7. Пашкевич Т. Д. Организация эффективного взаимодействия педагога ДОУ с детьми в условиях введения ФГТ:учебно –методическое пособие. -Барнаул:АКИПКРО,2013.-154с.
8. Перспективное планирование общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез)