Надежда Ярлова
Проект «Путешествие в страну лекарственных растений» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Большереченский детский сад»
Проект «Путешествие в страну лекарственных растений»
Группа «Звездочки» (дети 4-5 лет)
Воспитатели: Костаусова Ю. С. Ярлова Н. А.
Р. п Большая Речка
2024г.
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало растений, а лекарственных вообще нет, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают в лесу на полянках рядом с детским садом
Несомненно, каждый должен знать про съедобные, дикорастущие растения. Особенно в нашей стране, с ее богатой фауной. И конечно это надо знать детишкам, которые постоянно норовят съесть не то, и все хотят попробовать на вкус.
Участники проекта:
Дети
Воспитатели
Родители
Сроки реализации проекта:
Краткосрочный с 07 октября по 21 октября (2 недели)
Тип проекта:
Исследовательско-творческий (исследования и творчество)
Практико-ориентированный (сбор информации и ее использование).
Цель проекта:
Формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Задачи проекта:
1. Образовательная: учить детей узнавать и называть лекарственные растения, произрастающие в нашем регионе.
2. Развивающая: расширять знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека, развивать познавательную активность.
3. Воспитательная: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.
2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.
3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.
5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Этапы реализации проекта.
- составление перспективного плана мероприятий проекта на месяц;
- подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
- подборка иллюстраций лекарственных растений;
- подготовка материала и оборудования:
- оборудование для приготовления чая, посуда для дегустации.
С детьми обсуждались следующие вопросы:
Что знаем? Что хотим узнать? Как узнаем?
Растения бывают полезные и не полезные.
Есть ядовитые растения.
Есть лекарственные растения.
Лекарственные растения растут везде: в поле, в лесу, на улице в поселке.
Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.
Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.
Какие болезни могут лечить лекарственные растения?
Какие бывают лекарственные растения?
Как их правильно хранить и собирать?
Когда можно собирать лекарственные растения?
Что такое гербарий? Прочитать книгу.
Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.
Спросить у родителей.
Узнать в интернете.
Сходить с родителями в лес, в огород или сад.
Появление идеи.
Мы видим птиц, насекомых, иногда животных, но всегда в любое время года мы попадаем в настоящее царство растений – царство деревьев, кустарников и трав. Мы ходим по траве и не замечаем, что у нас под ногами настоящее богатство.
Постановка цели.
На прогулке в соседний лес, дети приносили в корзинку веточки, листья, показывали на красивые цветы и многие дети интересовались: А это можно кушать? А это трава полезная? И возникла идея, а не познакомить ли детей поближе с некоторыми растениями, которые растут в Приангарье. Рассказать о их «полезности» и все ли растения можно использовать в быту.
Реализация проекта
Беседа с детьми. детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения.
Экскурсия в ближайший лес с фотоизображениями лекарственных растений.
Чтение художественной литературы:
- А. Онегов «Тропинка полевая»;
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»;
- А. Плешаков «Зелёные страницы»
- А. Стрижев «Огород на опушке» (отрывки);
- Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.
Дидактические игры
«Узнай растение», «Друг или враг», ««Съедобное – несъедобное», «Вершки-корешки», «Что лечит это растение?» «Четвертый лишний»
НОД
Занятие «Лекарственные растения вокруг нас»
Занятие «Путешествие в страну лекарственных растений»
Пластилинография «Ромашка»
Перед занятием по пластилинографии «Ромашка» обязательно выпить чай из ромашки!
Рисование «Одуванчик»
Коллективная работа «На опушке леса» (рисование подорожника, крапивы, брусники и другие растения, которые дети запомнили.
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
- На территории детского сада ищем полезные растения.
- Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.
- Погладим стебли растений, листья. Определим, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?
- Есть ли запах у растений?
Слушание музыки:
1. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
2. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
3. М. Протасов «Одуванчики»
Работа с родителями
Оформление полки с лекарственными растениями, посуда для дегустации и т. п
Вывод:
Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.
Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 7. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Список литературы:
1. «Цветы – какие они». Т. А. Шорыгина.
2. «Травы. Какие они?» Т. А. Шорыгина
3. «Кустарники. Какие они?» Т. А. Шорыгина
4. «Лекарственные растения». С. Е. Землинский.
5. «Ядовитые растения, их польза и вред». Л. М. Кречетович.
6. «Травянистые растения». Е. Я. Люкшенкова.
7. «Зеленые странички». А. Плешаков.
8. «Зеленая аптека». Н. Н. Кислова.
9. «Лесная аптека». З. В. Коробцова.
10. «Красная книга». Учебное пособие.