Татьяна Васильевна Фролова
Проект «Путешествие в страну Акварелию»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: как выбрать нужный изобразительный материал.
Цель: узнать, чем отличаются краски.
Ход: I этап: начали с того, что выбрали изобразительный материал для исследования (тот, который чаще всего используем на занятиях: глина, акварель, пластилин, мел (пастель, уголь, фломастер, цветные карандаши, гуашь, побеседовали с детьми о нем – выяснили, что очень мало знаем о нем, как узнать больше? (Спросить у взрослых).
Публикация «Проект „Путешествие в страну Акварелию“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Каждый выбрал тот материал, который его больше интересует, затем обратились к родителям (посмотрели в Интернете, в библиотеке). Появилась первая информация на темы: «Глиняная игрушка», «Изделия из глины», «Все о меле», «Что такое пастель», «Что такое уголь. Угольные карандаши», «Откуда взялся карандаш», «Акварель», «Из чего сделана гуашь», подробные опыты с изобразительными материалами в лаборатории «Веселого карандаша».
За помощью обратились к воспитателям, они принесли «энциклопедию – справочник юного художника», решили приобретать новые журналы «Веселый художник». Таким образом, начала собираться копилка.
II этап - Одновременно с этим шло обследование изо материал с помощью:
• «помощников» - анализаторов (слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный);
• И. П. «Чудо - палитра» (знакомство, моделирование, исследование заняло примерно 1 месяц);
• Параллельно в группе изготовили пособия И. П., «помощников», круги Луллия, морфологическую таблицу, круги Эйлера, что дало возможность детям экспериментальной группы делиться впечатлениями, знаниями с остальными детьми.
III этап – придумывание детьми моделей изобразительных материалов: начали знакомство с морфологической таблицей через несложную классификацию копилки:
- на природный – рукотворный изобразительный материал;
- по основным функциям: на оставляющие след – формообразующий.
Результаты занесли в таблицы и пополнили копилку.
IV этап - начали экспериментирование с изобразительными материалами по И. П:
«цвет» (основное средство выразительности в изо).И выявили такие свойства у изобразительных материалов по И. П. «цвет» как:
• многоцветность (одноцветность,
• размывчатость, растираемость, размазываемость,
• смешиваемость,
• насыщенность (яркость-бледность-прозрачность)
«влажность» :
• материалы, требующие влагу
• быстрота высыхания материалов
• изменение цвета при высыхании
«рельеф» :
• шероховатость
• объемность изображения
• пластичность
Создали модели свойств изобразительных материалов. Результаты «проб пера», опытов заносили в таблицы и опять пополнили копилку (карточки-напоминалки).
На занятиях с морфологической таблицей брали для сравнения по 2-3 материала в разном сочетании.
- Пастель – акварель – гуашь,
- Карандаш – уголь – фломастеры
- Глина – пластилин,
V этап: Приемы:
игра «Да - нет».
Пример: в этюднике художник оставил один изобразительный материал. Догадайтесь, что это за материал? На ваши вопросы я буду отвечать только «да» и «нет»
• Природный? - нет
• Формообразующий? - нет
• Оставляющий след? - да
• Хорошо размывается? - да
• Он многоцветный? - да
• Он меняет цвет при высыхании? - да
• Он после высыхания светлеет? - нет
• Это акварель? - да
приемы фантазирования:
- «динамизация»,
- «волшебник оживления».
- «волшебник объединения»
- «волшебник увеличения»
Пример:
1) В стране Акварелии исчезают :
- с улицы «Теплой» - оранжевая краска,
- с улицы «Холодной» - фиолетовая краска,
- с улицы «Весенней» - зеленая краска.
Как сделать, какие краски нужно смешать?
(Обращаемся к «радуге» – волшебник объединения).
2) В стране Гуашии «Волшебник увеличения» коснулся Беляночки. Что произошло? (Краски приобрели полутона).
3) На Черной горе в темном лесу жил одинокий рыцарь – Уголь Всемогущий. С кем его подружить?
Примеры фантазирования с использованием морфологической таблицы.
Пример: меняем местами природность и рукотворность.
VI этап - постепенно дети подошли к использованию полученных знаний о свойствах материалов, в разных техниках, как классических, так и нетрадиционных:
- монотипии - кляксографии
- набрызг - печатание
- штрихование -техника витража
- рисование по шелку
Обследовали цветной песок, как изобразительный материал
Рефлексия: «Я знаю, чем буду рисовать, из чего буду лепить»
Результаты:
- выставка детского рисунка, поделок;
- альбом «Виды фона»;
- алгоритм изготовления цветного песка;
- библиотечка «юного художника»
- совместные семейные выставки;
- использование нетрадиционных форм работы с традиционным изобразительным материалом;
Презентация своего проекта детям другой группы, родителям, воспитателям.
Новые цели: на чем еще можно рисовать? (чеканка). Почему в чеканке можно оставлять след и создавать форму?