Мария Квасова
Проект «Путешествие в мир профессий с мамой и папой»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 48»
КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
(МДОУ «ДС № 48»)
456652, Челябинская область, город Копейск, улица Луганская, дом 3 –А
(8 (35139) 2 03 67
e-mail : mdoy48_kgo@mail.ru
ПРОЕКТ
«Путешествие в мир профессий
с мамой и папой»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Квасова Мария Васильевна
г. Копейск, 2023 г.
1. Паспорт проекта
Публикация «Проект „Путешествие в мир профессий с мамой и папой“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Наименование проекта «Путешествие в мир профессий с мамой и папой»
Основные разработчики проекта Воспитатель 1 категории Максимова Т. Н.
Цели и задачи проекта Цель : Создание условий для вовлечение родителей в работу по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений детей о различных профессиях родителей и их особенностях.
2. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
2. Пробуждать любознательность и интерес у детей к профессиональной деятельности родителей.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
4. Расширять у детей представлений о профессиях родителей, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
5. Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора.
6. Содействовать развитию активного словаря детей.
7. Способствовать формированию нравственных ценностей.
8. Побуждать детей общаться со взрослыми и сверстниками.
9. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс в группе.
Сроки реализации проекта 1 месяц, 17.02 – 6.03. 2023 года
Тип проекта Среднесрочный, информационно-социальный
Перечень основных мероприятий реализации проекта 1. Встречи с родителями.
2. Образовательная деятельность в режимных моментах, игры, беседы, виртуальные экскурсии.
3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, пополнение дидактической базы.
Основные целевые группы, на которые направлен проект Воспитанники 5-6 лет.
Родители воспитанников.
Воспитатель.
Проблема Все знания и умения человека формируются с детства, в том числе и профессиональная направленность. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, разнообразием профессиональной деятельности, чтобы облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. В ходе бесед с детьми выяснилось, что они мало осведомлены о профессиональной деятельности своих родителей. Изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости в глазах детей, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, специфику их деятельности, требования, которые предъявляются к людям данной профессии. Необходимо интересоваться у ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить его интересы и склонности. Чем больше и разнообразней будет информация, тем легче в будущем будет выбор.
Новизна проекта Инновация проекта заключается в совершенствовании системы воспитательной работы по ранней профориентации детей 5-6 лет.
Новизна проекта заключается в том, что ознакомление дошкольников с миром профессий осуществляется через совместную деятельность родителей и детей. В совместной деятельности не только дети учатся у родителей, но и родители приобщаются к интересам своих детей.
Оригинальность проекта обусловлена обновлением воспитательного процесса посредством активного вовлечения родителей в реализацию проектной деятельности, направленной на раннюю профориентацию детей 5-6 лет, что отличает проект «Путешествие в мир профессий с мамой и папой» от традиционно принятых.
Ожидаемые результаты Повышается психолого-педагогическая компетенция родителей. У детей появляются определенные знания и представления о профессиях родителей, их назначении, особенностях. Активизируется процесс социализации детей. У детей сформируется чувство признательности и уважения к труду, пополнится лексика. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.
1. Актуальность
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно без первоначальных представлений социального характера, в том числе и без ознакомления с профессиями взрослых. Все знания и умения человека формируются с детства, в том числе и профессиональная направленность. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, разнообразием профессиональной деятельности, чтобы облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. В ходе бесед с детьми выяснилось, что они мало осведомлены о профессиональной деятельности своих родителей. Изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости в глазах детей, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, специфику их деятельности, требования, которые предъявляются к людям данной профессии. Необходимо интересоваться у ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить его интересы и склонности. Чем больше и разнообразней будет информация, тем легче в будущем будет выбор.
2. Основные принципы реализации проекта
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста имеет свои отличительные особенности и характеристики:
1. Определяющее влияние мира взрослых на формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста и формирование интереса к профессиям.
2. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста, создающие предпосылки для принятия ребёнком образа взрослого как проводника профессиональных ценностей.
3. Возрастная адекватность и преемственность содержания образования по ознакомлению детей с миром профессий.
4. Наличие предметно-пространственной среды, погружающей ребёнка дошкольного возраста в мир профессий.
5. Оценивание реальных достижений ребёнка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности.
Работа по проекту строится с учётом следующих принципов (по В. А. Климову) :
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости. Ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не взрослый, принять решение о продолжении, завершении работы.
4. Принцип диалогичности. Возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность. Экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры.
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом региона.
3. Приоритетные направления работы по проекту
Сотрудничество с родителями.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Самостоятельная деятельность ребенка.
Виды деятельности:
1. Беседы.
2. Рассказы детей о профессиях родителей.
3. Мастер-классы.
4. Продуктивная художественная деятельность
5. Заучивание стихов.
6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
4. Методы и приемы реализации проекта
Работу по ранней профориентации детей дошкольного возраста целесообразно организовывать в виде взаимодействия родителей, детей и воспитателей. Главная роль в реализации данного проекта отводится родителям. Именно родители вводят ребенка в мир своей профессии в процессе неформального общения, проведения исследовательской деятельности, совместного составления рассказов о своей работе, знакомства ребенка со своим рабочим местом.
Методические приемы:
- рассказы, беседы, мастер-классы;
- виртуальные экскурсии;
- заучивание стихотворений;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных, предметных картинок,плакатов;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- продуктивная деятельность и т. д.
5. Ожидаемый результат реализации проекта
В результате реализации проекта повышается психолого-педагогическая компетенция родителей. У детей появляются определенные знания и представления о профессиях родителей, их назначении, особенностях. Активизируется процесс социализации детей. У детей сформируется чувство признательности и уважения к труду, пополнится лексика. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.
6. Этапы работы над проектом
Первый этап (подготовительный) – создание проблемной ситуации «Что мы знаем о профессиях наших родителей?»
Второй этап (основной) – изучение профессий родителей; изготовление итогового продукта – фотоальбом «Профессии наших родителей».
Третий этап (заключительный) – презентация проекта.
Этапы реализации проекта
Сроки Основные направления реализации проекта (мероприятия)
1 неделя
«Подготовка полным ходом!»
- формирование проблемы;
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий
- изучение специальной литературы, сбор информационного материала;
- создание условий для организации работы (подготовка материалов и оборудования, оформление уголков сюжетно-ролевых игр);
- подготовка консультаций, папок-передвижек для родителей по ранней профориентации детей.
2 неделя
«Что я знаю о профессиях своих родителей?»
- виртуальное путешествие по выставке «Где работают мои родители?»;
- обыгрывание ситуации: «Кем бы я стал, когда вырос?»;
- рисование «Профессии моих родителей»;
- рассматривание иллюстраций и фотографий о труде родителей;
- беседы " Труд взрослых в родном городе", «Что я знаю о профессиях моих родителей».
- рассказы детей о профессиях своих родителей;
- заучивание стихов Насти Доброты "Мамины профессии", "Папины профессии».
3 неделя
«Секреты мастерства»
- встречи с мамами и папами «Я расскажу вам о своей профессии»;
- мастер-классы от родителей по ознакомлению с их профессиями;
- оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр;
- папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны»;
- рисование «Моя будущая профессия».
4 неделя
«Все профессии важны, выбирай на вкус» - составление фотоальбома «Профессии моих родителей»;
- выставка семейного творчества лепбуков «Знакомимся с профессиями»;
- беседа «Какая профессия мне запомнилась, почему?»;
- сюжетно-ролевые игры по ранней профориентации детей.
Презентация проекта Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Форма отчета по проекту :
Презентация проекта по сотрудничеству с семьями воспитанников «Путешествие в мир профессий с мамой и папой».
Заключение
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться в социуме.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде родителей. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют большое количество профессий, могут составить описательный рассказ о профессии.
Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют атрибуты и наряды.
Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Обогатился словарный запас детей.