Ибадова Дарья Салимжановна
Проект «Путешествие по истокам русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы разработки и проведения проекта
I. Подготовительный (целеполагание)
1 Проблема Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Дети отдалены от восприятия народных традиций, мало уделяется внимания приобщению ребят к народной культуре, опыт положительного воздействия которой доказан. Проект по данной теме поможет приобщить детей к народным истокам, дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.
Публикация «Проект „Путешествие по истокам русского фольклора“» размещена в разделах
2 Актуальность
Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore – мудрость. И эта мудрость народа не должна исчезнуть, а должна быть сохранена. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности.
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: «От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги».
Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.
3 Цель:
Задачи: Приобщение детей к русскому народному фольклору, формирование нравственно-эстетические отношений между детьми и взрослыми
Образовательные:
- знакомить детей с обычаями русского народа;
-знакомить с потешками, русскими народными играми;
-познакомить детей с детей танцевальным движениям русской пляски.
- обогащать словарь детей вежливыми словами, показать значение родного языка в формировании основ нравственности;
-знакомить детей с историей русского костюма с его элементами;
-побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.);
-вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Развивающие:
-развивать моральные и нравственные ценности, общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать хореографические навыки детей;
-развивать творческие способности детей музыкальный слух и чувство ритма,
через хороводные игры;
-развивать связную речь;
-развивать воображение и фантазию.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение через заклички, потешки воспитывать красоту родного языка;
-формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье;
-формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми, создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве;
-воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству.
4 Срок реализации по этапам Долгосрочный: 2 недели
1 этап: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта.
2 этап: подбор литературы, пособий, атрибутов, обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
3 этап: практический.
Создание предметно-пространственной среды, непосредственно-образовательная деятельность с детьми, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей.
4 этап: обобщение результатов работы, анализ деятельности.
5 Состав участников Дети, воспитатели, специалисты: хореограф, музыкальный руководитель; родители.
II. Основной (разработка проекта)
1. Модель трех вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, для того, чтобы узнать?
1. В какой стране живем Что означает слово «фольклор» Спросить у родителей, бабушек, дедушек
2. До нас жили бабушки, дедушки Как отмечали праздники, встречали гостей Найти ответы в книгах
3. Они любили играть, петь. Какие у них были дома Найти информацию в интернете
4. Когда были маленькие слушали сказки. Какую одежду носили, что кушали Обратиться за помощью к Оксане Алексеевне, Ирине Иосифовне
В какие игры играли
Объявление для родителей
Мамы и папы, бабушки и дедушки!
В нашей группе начинается проект «Путешествие по истокам русского фольклора»
Мы знаем, что вы очень заняты, но без вашей помощи нам не обойтись.
Мы хотим узнать:
1. Что означает слово «фольклор»?
2. Как жили и чем занимались наши предки?
3. Как встречали праздники, русские традиции и обычаи.
Мы будем рады если вы поможете найти ответы на наши вопросы.
Спасибо за помощь и поддержку
Воспитатели, дети
Системная паутинка
III. Практический
Воспитатели Дети Родители
Оформили в группе уголок «Русская изба»
Подготовили презентацию «Русские народные костюмы»
Совместно с музыкальным руководителем пополнили картотеки: «Хороводные игры», «Потешки, заклички», «Частушки».
Провели НОД по теме «Русская матрешка».
Совместно с хореографом презентация «Русский народный костюм», разучили русскую пляску «Калинка» и провели чаепитие «Традиции русского гостеприимства».
Подготовили консультации для родителей: «Традиции русского гостеприимства», «Роль фольклора в развитии дошкольника»
Разработали конспекты занятий по русскому фольклору.
Брошюра «Русские народные игры».
Изготовили альбом «Древняя архитектура»
Узнали значение слова «фольклор». Познакомились со сказками «Сивка-Бурка», «Белая Уточка», «Семь Симеонов-семь работников».
Выучили заклички о временах года, потешки, частушки. Познакомились с пословицами о дружбе. Поиграли на русских музыкальных инструментах, выучили танец «Калинка».
Дети познакомились с традициями празднования на Руси некоторых праздников. Поиграли в хороводные игры, подвижные. Узнали, как был устроен быт русского крестьянина. Узнали, как появилась на Руси матрешка. На занятии по лепке научились лепить матрешку из соленого теста, делали аппликацию «Матрешка-игольница». Принимали участие в пополнении предметно-пространственной среды группы, изготовили кокошники, оформили лэпбук «Русский фольклор», «Русская изба». Посетили чаепитие.
IV. Заключительный
Подведение итогов:
считаем, что поставленной цели добились, задачи выполнили. Данный проект положительно повлиял на общение детей в группе. Дети пробуют разрешить возникающие конфликты при помощи пословиц и поговорок. Сами организовывают свой досуг. Особенно нравится играть в хороводные игры. При выборе водящего используют считалки. В вечернее время играют в сюжетно-ролевые игры, при этом используя русские народные костюмы. Бережнее стали относиться к игрушкам. Активный словарь пополнился новыми словами: изба, кушак, кокошник, сундук, ухват, плетень и т. д. Могут объяснить некоторые природные явления использ
я народные приметы. Дети стали больше проявлять интерес к сказкам. Особенно понравившиеся пытаются проиграть, используя настольный театр, в игре-драматизации.
В ходе работы по данному проекту родители проявили заинтересованность. Между всеми участниками проекта установились более теплые, доверительные отношения.