Алёна Булатова
Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.
Публикация «Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации» размещена в разделах
Задачами работы с детьми в период адаптации являются :
— создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
— понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
— предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации надо использовать следующие формы работы :
• беседы с родителями;
• анкетирование;
• наблюдение за ребенком;
• развивающие игры.
По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. В процессе адаптации ребенка к ДОУ предлагаются рекомендации:
• использовать элементы телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать);
• предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
• рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
• использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
• создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первый день приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы, и т. д. В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
этап - потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
3 этап - потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях. Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко 2-му этапу привыкания. С переходом на 2-ой этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем, длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
3 этап привыкания для детей характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям воспитания заканчивается.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
В каждом виде общения удовлетворяются имеющиеся потребности и формируются новые. Так, в процессе непосредственно эмоционального общения не только удовлетворяется потребность в доброте, ласке, внимании близкого, но начинает формироваться и потребность в сотрудничестве с взрослым. В процессе ситуативно-действенного общения не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве с взрослым и познании с его помощью окружающего, но и формируется потребность в самостоятельных действиях и общении с взрослым на познавательные темы.
Предметно-игровая деятельность детей развивается примерно по следующим этапам:
манипуляция с предметами; отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других;
предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.
Воспитатель должен учитывать уровень формирования предметно игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе.
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, надо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.
Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
В связи с этим можно применять в адаптационный период метод «песочной терапии»
Игры с песком — проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом исходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные -развивающие обучающие игры- занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
На этапе адаптации можно использовать обучающие игры, направленные на развитие тактильно -кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.