МААМ-картинки

Проект «Путь к прекрасному»

Наталия Кузьминова
Проект «Путь к прекрасному»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Солнышко»

Солигаличского муниципального района

Костромской области.

Проект программы индивидуальной работы с ребёнком

«Путь к прекрасному».

Выполнила: Кузьминова Наталия Юрьевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

г. Солигалич

2014 г.

Актуальность.

Публикация «Проект „Путь к прекрасному“» размещена в разделах

В наше не спокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», я всерьёз задумалась о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Необходимым условием построения совместной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себя исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфике, заключающейся в образно – эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому нужно уделять этому особое внимание.

Воспитывать любовь к прекрасному… Это значит, познакомить ребёнка с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививает любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть ребёнку мир прекрасного, развивает у него художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребёнок лучше поймёт и оценит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно – прикладным искусством обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение. Всё это вызывает у ребёнка стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые ему понравились, у него пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно – прикладного искусства. У ребёнка формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребёнка с русским народным декоративно – прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

В нашем детско саду «Солнышко» мы, воспитатели, стараемся уделять большое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребёнка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребёнка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому я и выбрала программу индивидуальной работы с ребёнком «Путь к прекрасному».

Принципы.

1. Индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт детско – родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр, подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно – развивающей работы.

5. Научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям ребёнка.

6. Оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности ребёнка, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Психолого-педагогический портрет ребёнка.

Пол – женский

Возраст – 6 лет

Имя – Катя.

Катя родилась 27 октября 2005 года. В настоящее время посещает старшую группу МДОУ «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области. Поступила в ясельную группу названного учреждения в 2007 году. Адаптация ребёнка в группе прошла хорошо. Группа здоровья у ребёнка – первая, девочка физически развита хорошо.

Программу усваивает в соответствии с возрастом. Наиболее успешное усвоение программы идёт в области познавательного развития, изобразительной деятельности, у Кати чувствуется заинтересованность и желание узнать что-то новое. Катя очень любознательный ребёнок, часто задаёт вопросы и сама может ответить на любой вопрос, всем интересуется, любит экспериментировать. У Кати хорошо развита зрительная и слуховая память. Она легко может запомнить предложенное стихотворение, песенку, с большим желанием и интересом участвует во всех утренниках, проводимых в детском саду. Катя очень артистична, эмоциональна, может точно передать образ и характер героя. Мимика живая и выразительная. Очень любит петь и быть в центре внимания.

У Кати хорошо развита речь, богатый словарный запас, она правильно произносит все звуки родного языка, умеет читать. Может пересказать короткий рассказ, построить связный рассказ по сюжетной картинке. Девочка очень общительна, легко вступает в контакт с взрослыми и сверстниками. В игровой деятельности берёт на себя роль лидера, любит играть в большой компании, причём сама придумывает различные ситуации, и девочки охотно выполняют те роли, которые придумала для них Катя. Сама Катюша чаще всего выступает в роли воспитателя или музыкального руководителя. Развитие моторики соответствует возрасту. Девочка любит рисовать, раскрашивать картинки, лепить, собирать пазлы. Социально – бытовые навыки сформированы соответственно возрасту. Катя способна контролировать свою деятельность. Темп деятельности неравномерен, может быть одновременно, и очень подвижной, а в то же время, мало активной, задумчивой.

Катюша жизнерадостный, общительный ребёнок и знает, что она любима и сама очень любит своих родителей.

Чтобы у девочки не пропал интерес к детскому саду я решила её заинтересовать, чтобы она овладела новыми навыками и умениями в области познавательного развития и изобразительной деятельности. А также подробно познакомить с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества. Для этого я разработала проект программы индивидуальной работы с ребёнком «Путь к прекрасному».

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка, приобщение к прекрасному, через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1. Формировать у ребёнка эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание желания заниматься подобной деятельностью.

2. Вовлечь ребёнка в художественно-творческую деятельность.

3. Приобщить к эстетической культуре.

4. Формировать духовные качества, эстетический вкус у детей.

5. Формировать обобщё нные знания и умения:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, Городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание ребёнком характерных особенностей изделий различных промыслов);

- освоение ребёнком характерных элементов, колорита, композиции.

6. Научить создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Пробуждать фантазию, настроить на создание новых необычных композиций росписи.

8. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

9. Обогащать словарного запаса.

Обоснование содержания деятельности.

Первый этап – подготовительный.

На данном этапе педагог тщательно изучил материал, касающийся истории развития различных народных промыслов; уточнила методы и приёмы, используемые при росписи. Организовала развивающую среду. Изготовила практический материал: разработала дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности ребёнка (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстрированный материал, приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.

Второй этап – реализация программы.

Данная программа представлена в виде:

- занятий;

- бесед;

- дидактических игр;

- сюжетно-ролевых игр

- чтение художественной литературы;

- экскурсии;

- народные подвижные игры.

Третий этап – аналитический.

На данном этапе подводится итог.

План мероприятий.

Месяц Мероприятие: форма, название Задача мероприятия Участники

Сентябрь «Дымковская игрушка»

- Экскурсия в мини-музей детского сада.

- беседа «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».

- Лепка «Дымковский конь».

- Подвижная игра «Ловишки с мячом»

- Рассказать детям историю создания дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи; развивать интерес к изучению народных промыслов.

- дать понятие об особенностях росписи.

- показать пластичность передачи движений в лепке

- Упражнять в точности броска, развивать быстроту, ловкость, внимательность.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, влспитатель.

Октябрь Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка»

-Рисование «Дымковские кони».

- Аппликация «Дымковский петушок»

- С/р игра «Семья». - формировать умения и навыки пересказа. Обогащать и пополнять словарный запас.

- упражнять в рисовании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисование точек и чёрточек.

- воспитывать эстетическое восприятие предмета. Развивать умения правильно и аккуратно работать с ножницами и бумагой.

- закреплять навыки коллективной деятельности, учить распределять роли, учитывая интересы всех играющих.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ноябрь - Разучивание стихотворений о Дымкове.

- Лепка «Дымковский индюк».

- Народная подвижная игра «Горелки»

- Рисование «Составление дымковского узора» - Развивать память, мышление.

- Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их труду. Упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания.

- Развивать быстроту в беге, силу ног, ловкость и увёртливость.

- развитие чувства ритма, цвета, композиции при составлении узора. Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Декабрь «Сине-голубая Гжель»

- Беседа «Сине-голубая Гжель»

- Лепка «Гжельский чайник».

- Рисование «Рисование элементов гжельских узоров»

- С/р игра «Семья»

- Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.

- Упражнять детей в лепке изделия, состоящего из отдельных частей.

- Развивать эстетическое восприятия предметов народных промыслов, видеть их красоту.

- Закреплять навыки коллективной деятельности.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Январь - Ознакомление с окружающим миром «Сине-голубое чудо Гжели».

- Народная П/игра «Ловишки с бегом»

- Рисование «Цветы Гжели»

- Аппликация «Цветы Гжели» - Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, патриотическую гордость.

-Развивать быстроту в беге, быстроту реакции, увёртливости, ловкости.

- Формировать умение рисовать элементы цветка с оттенком.

- Воспитывать чувства цветоощущения и цветовосприятия при подборе материала для выполнения аппликации. Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Февраль - Лепка «Снегурочка»

- Развитие речи «Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка»

- Рисование «Портрет Снегурочки»

- Народная п/и «Жмурки» - Формировать навыки изображения человеческого силуэта в работе с пластилином.

- Развивать связную речи детей, обогащать словарный запас.

- Развивать навыки рисования человеческого лица, соблюдая необходимые пропорции.

- Развивать слух, упражнять в определении направления по звуку, ловкости, быстроты реакции. Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель.

Март «Золотая Хохлома»

- Беседа «Золотая Хохлома».

- Ознакомление с окружающим миром «Золотая Хохлома».

- Рисование «Роспись миски хохломским узором»

Подвижная игра «Горелки» - Формировать у детей представления о технике росписи – хохлома.

- Развивать умения различать характерные признаки разнообразных техник росписи.

- Формировать умения рисовать элементы травки, ягодки.

- Развивать быстроту в беге, силу ног, ловкость и увёртливость. Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель.

Апрель - Рисование «Роспись вазы хохломским узором»

- Развитие речи «Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

- Подвижная игра «Коршун и наседка»

- Рисование «Хохломские ложки». - Формировать умения детей рисовать стебель, и размещать на нём другие элементы узора.

- Развивать связную речи детей, обогащать и пополнять их словарный запас.

- Развивать ловкость и координацию движений.

- Формировать у детей навыки рисования новых элементов узора хохломской росписи – ягоды клубники, малины, крыжовника. Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель

Май «Весёлый Городец»

- Беседа «Что ты знаешь об искусстве Городецких мастеров».

- Ознакомление с окружающим миром «Весёлый Городец»

- Рисование «Роспись доски Городецким узором»

- Народная П/и «Филин и пташки»

- Продолжать знакомство детей русскими народными промыслами – Городецкий промысел.

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

- Формировать умения рисовать Городецкие цветы голубого и розового цвета.

- Развивать быстроту, ловкость, увёртливость, умение имитировать голоса различных птиц и умение узнавать птицу по голосу. Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель

Июнь - Рисование «Городецкий петушок» (рисунок на круге)

- Развитие речи «Чтение глав из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

- С/р игра «Семья ремесленников из Городца»

- Народная п/и «Игровая» - Формировать представления детей о Городецкой росписи, её цветовой гамме, способах выполнения элементов узора.

- Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас детей.

- Научить детей распределять роли и успешно их разыграть, распределить действия, присущие каждой роли.

- Развивать умение повторять заданное движение, имитировать различные трудовые действия и угадывать их по имитации. Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель

Ребёнок, дети, воспитатель.

Ребёнок, дети, воспитатель

Предполагаемый результат.

В результате проведённой работы ребёнок овладел новыми знаниями и умениями. Научился выражать свои чувства и мысли не только мимикой и словами, но и через изобразительное действие – рисование, аппликацию, лепку.

С большим удовольствием девочка в своей самостоятельной игровой деятельности использует всё то, чему он научилась.

У ребёнка пополнился словарный запас.

В семье родители стали более внимательно относиться к желаниям и интересам ребёнка. Вся работа проходит в триаде: воспитатель – дети – родители.

Таким образом, достигнут положительный результат в индивидуальной работе с ребёнком «Путь к прекрасному» через декоративно-прикладное искусство.

Материально-техническое обеспечение.

- Уголок изодеятельности;

- Дидактический материал к играм и занятиям;

- Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм;

- Художественная литература;

- Магнитофон;

- Фонограммы музыки.

Литература.

1. Скоролупова О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». Москва 2005г.

2. Волчкова В. Н. «Система воспитания индивидуальности дошкольников». Воронеж 2007г.

Публикации по теме:

«ЗПР» не приговор, а путь к развитию На сегодняшний день задержка психического развития – один из распространенных диагнозов у детей дошкольного и младшего возраста. К группе.

Безопасный путь с детстваБезопасный путь с детства Закончились летние каникулы. Наконец-то все ребятишки нашей средней группы собрались после отпусков и рассказали о летнем отдыхе. Одни.

Консультация для родителей «Путь к прекрасному начинается в семье»Консультация для родителей «Путь к прекрасному начинается в семье» стинная красота всегда гуманна. Важно подсказать ребёнку:"Взгляни,как это прекрасно!" Все виды искусства-и природа,и быт способствуют этому,вызывают.

Эссе «Мой путь в профессию» Я учу детей играть, Дружить и других уважать. Я учу их читать, рисовать, Ставить цели и их достигать. Ничего взамен не прошу – Я воспитатель.

Проект «Безопасный путь от дома до детского сада» (отчёт)Проект «Безопасный путь от дома до детского сада» (отчёт) «Безопасный в садик путь, это вам не как-нибудь. Карту этого маршрута ты составить не забудь. Нам родители помогут выбрать верную дорогу.

Проект по здоровьесбережению «Путь к здоровью» Проект по здоровьесбережению «Путь к здоровью». Воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №39» Семина Таиса Гавриловна. Обоснование.

Проект в подготовительной к школе группе «Путь к звёздам» Проект «Путь к звёздам» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели). Участники.

Репортаж «Путь к музыке»Репортаж «Путь к музыке» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень.

Сказка «Путь к здоровью» Жил-был маленький Зайчик. Был он зверушкой неплохой, но совершенно не слушался маму и воспитательницу. Утром, когда все детки рано вставали.

Стихи «Путь воспитателя» Видео Здравствуйте уважаемые коллеги Здравствуйте уважаемые жюри. Визитная карточка сложная штука, Представить себя не хитра ведь наука. Но мысли.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Путь к прекрасному»
Опубликовано: 29 января 2017 в 18:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Путь к прекрасному»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Кузьминова (УИ 547543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД