Галина Тимофеева
Проект «Пушкин день» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект 1 неделя.
Воспитатель: Тимофеева Г. В.
Проект «Пушкин день» для детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: Краткосрочный. Познавательно-творческий.
Время реализации проекта: февраль (1 неделя) 2024 года.
Участники проекта: педагоги, дети и родители.
Публикация «Проект „Пушкин день“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкинский день, 6 июня
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Цель: продолжать знакомить с русской литературой, дать краткие сведения о жизни и деятельности русского поэта и писателя А. С. Пушкина, познакомить с его произведениями, научить понимать образность выражений, слышать ритм в его стихотворениях и сказках, наслаждаться мелодичностью строк. Приобщать к активной творческой деятельности, стимулировать познавательный интерес, вызывать желание читать, слушать, смотреть сказки Пушкина, воспитывать любовь к книге. Развивать образное мышление, память, воображение, фантазию, связную (диалогическую и монологическую) речь.
Задачи:
- расширять знания детей о русском писателе и его творчестве, используя разнообразный иллюстрационный материал; - расширять представления детей о русском поэте; - развивать познавательные процессы, творческие способности, используя различные техники изобразительной, театрализованной деятельности; - воспитывать любовь к природе через поэзию.
Актуальность проблемы: В современном мире человечество отдаёт предпочтение компьютеру, а не чтению книг. Детям мало знакомы имена известных детских писателей и названия их произведений.
Проблема: с каждым годом сталкиваемся с тем, что уходит много времени на то чтобы приобщить детей к чтению книг, чтобы заинтересовать их различными произведениями. Реже застаем детей за просмотром книг. И это учитывая то, что оформление книг становится все интереснее и красочнее. Чаще слышим от детей, что в течение дня и перед сном они играют в различные игры в планшете или телефоне. Так же досуг детей занимает разнообразное количество игрушек, не несущих развитие познавательных процессов ребенка. Проведение данного проекта нацелено на заинтересованность детей к книгам через произведения А. С. Пушкина. Его стихи и сказки - это образец русского языка. Знакомство с произведениями А. С. Пушкина помогает закладывать фундамент русской души — любящей, многообразной, отзывчивой к красоте. Через творчество А. С. Пушкина дети учатся анализировать, оценивать характер произведения, учатся делиться с окружающими своими ощущениями, своим мнением, учатся видеть пороки, недостатки и достоинства людей.
Назначение. Обогащение знаний детей дошкольного возраста о сказках А. С. Пушкина.
Разработка проекта.
• Подбор материала, ориентированного на детей старшего дошкольного возраста.
Разработка познавательного развития (беседы, оформление детских работ, картины, рассматривание иллюстраций)
• Планирование игровой деятельности.
• Взаимодействие с семьей.
Основные направления реализации проекта:
• Социально – нравственное развитие.
• Развитие продуктивной деятельности.
• Познавательно – исследовательское развитие.
• Приобщение к художественной литературе.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей интереса к чтению;
- расширение знаний у детей о русском поэте А. С. Пушкине;
- развитие воображения, пополнение словарного запаса, проявление творческих способностей;
- читая стихотворения, дети учатся видеть красоту природы.
Реализация проекта.
Этапы
1. Подготовительный
1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала о творчестве А. С. Пушкина.
2. Подготовить презентацию «Творчество А. С. Пушкина»
3. Чтение стихов.
Русская сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
4. Консультация для родителей
«Знакомство со сказкой». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
5. Предложить родителям принять участие в проекте «Пушкин день»
- подготовка атрибутов для продуктивной деятельности;
- подбор музыкального сопровождения;
- подбор демонстрационного материала, атрибутов для творческой, познавательной деятельности);
- обновление предметно-развивающей среды группы.
2. Основной
1. Совместно познавательная деятельность «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина».
2. Показ презентации «Сказки А. С. Пушкина».
3. Беседа «А. С. Пушкин – русский поэт».
4. Чтение сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного.
5. Чтение сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного
6. Чтение сказки «Сказка о золотом петушке».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного.
7. Отгадывание загадок по сказкам.
8. Прослушивание музыки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
9. Заучивание отрывка из стихотворения «Зимнее утро».
10. Собери пазлы по сказкам А. С. Пушкина.
11. Сюжетно –ролевые игры: «Библиотека».
12. Подвижные игры: эстафета «Ловись золотая рыбка».
13. Рисование: «Золотая рыбка» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
14. Раскрашивание картинок по сказкам А. С. Пушкина.
15. Аппликация: «Золотой петушок» по сказке «Сказка о золотом петушке».
16. Пластилинография «Золотая рыбка».
3. Заключительный - Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
- Литературного вечера «Пушкин день»
Сценарий литературного мероприятия
«Пушкин день»
для старших дошкольников
Игра -викторина «Пушкин день» Звучит музыка.
Оформление: дуб, цепь, белка игрушка. портрет А. С. Пушкина, детские рисунки, стенгазеты и т. д. столы для команд., жетоны (золотая рыбка); коробочка для жетонов на каждый стол. Грамоты; раскраски, рабочие листы с заданиями, фломастер. Табличка «монета» 4 штуки. Шляпа-цилиндр с номерами (цифрами)
Появляется кот.
Кот: Здравствуйте ребятушки! Давненько у нас в Лукоморье гостей не было. А вы меня узнали? Да, я тот самый кот ученый, что ходит по цепи кругом: иду направо – песню завожу, налево –сказку говорю. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, придуманную Александром Сергеевичем Пушкиным. А называется она «Лукоморье». Хотите туда попасть? Закрывай те глаза и повторяйте за мной: «В сказку мы попасть хотим. 1.2.3 карабарим!» Хлопаем. 1.2.3. караборим!
Ребята, сегодня вы вспомните то, что было уже знакомо вам, и, может быть, узнаете что-то новое из предстоящего мероприятия. Вам предстоит выполнить разные задания, ответить на вопросы, ну конечно, главное это игра. В нашем игре, за победу будут сражаться четыре команды. Команды: команда (пример) «Золотая рыбка», команда «Золотой петушок», «Лукоморье», «Тридцать три богатыря» (зрители приветствуют команды аплодисментами).
Но в начале для порядка, познакомиться нам надо.
Вы команды называйте, про девиз не забывайте.
(представление команд. Капитан: Название команды, девиз.)
А за результатами нашей игры будут следить уважаемые члены жюри: -O- поприветствуем аплодисментами. За каждое правильно выполненное задание, команда будет получать балл (жетон, золотую рыбку, дубовый листочек -O-)
Разминка. (биография А. С. Пушкина)
(Количество баллов начисляется по количеству правильных ответов)
Вопросы задаются командам поочерёдно, если команда на вопрос ответить не может, пытается ответить другая команда. За правильный ответ команда получает лишние очки.
Сейчас я буду задавать вопросы о биографии А. С. Пушкина. Каждой команде по три вопроса. (капитаны устанавливают жеребьёвку, вытаскивая номер из шляпы)
1. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна)
2. Назовите 3 сказки А. С. Пушкина («Сказка о золотом петушке», …»
3. О каком дереве идёт речь в известном стихотворении «У Лукоморья? (дуб)
4. Укажите, где изображён портрет А. С. Пушкина. (предложить три варианта)
5. Как звали отца Пушкина? (Сергей)
6. Кто такой А. С. Пушкин? (поэт)
7. Сколько детей было у А. С. Пушкина? (четверо)
8. Где родился А. С. Пушкин? (в Москве)
9. Продолжите чтение стихотворения… «У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…»
10. Сколько братьев и сестёр было у Пушкина? (старшая сестра и два младших брата)
11. Как погиб поэт? (после дуэли от тяжёлых ран)
12. Что писал А. С. Пушкин? (стихи, сказки)
Конкурс разминка закончен. Жюри подводит итоги. Подсчёт правильных ответов. Подведение результатов.
Появляется кощей: Здравствуйте мои друзья, меня узнали. Это я!
Да, тот самый я Кощей, что злато-серебро считаю,
И сказки Пушкина я тоже обожаю!
Можно я проведу для вас следующее испытание, ой, задание.
2 БЛИЦ-опрос: Чья команда первая поднимет табличку с «монеткой» которую я вам сейчас дам, та и отвечает. При правильном ответе получает 3 балла. Если вопрос не верный, право хода передаётся другим командам. За правильный ответ, уже получает 2 или 1 балл. А вот (достаёт свиток, читает)
1. Что было дано в приданое мачехе? (Зеркало).
2. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон).
3. Что приказала старику старуха попросить у золотой рыбки во второй раз? (Избу).
4. Кого Балда назвал своим меньшим братом? (зайца)
5. Какую песню пела белка в «сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде».)
6. За какую плату согласился работать Балда у попа? (За три щелчка по лбу.)
7. Сколько лет вместе прожили старик со старухой? (30 лет и 3 года)
8. Из какого материала был изготовлен гроб, в который положили царевну семь богатырей? (хрусталь)
9. К кому обращался королевич-Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.)
10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)
11. Сколько богатырей в сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (семь)
12. Какую птицу спас князь Гвидон от коршуна? (лебедь)
13. Что просила старуха у золотой рыбки во второй раз? (избу)
14. В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона? (комар, в мухи и шмеля)
15. Какие дары получил князь Гвидон от царевны Лебеди? (город, белочку, и 33 богатыря)
16. Какой отравленный предмет дала колдунья царевне? (яблоко)
17. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
Кощей: Закончен конкурс наш, и вот, Жюри предоставляем слово.
3 Конкурс «Собери картинку» (ПРИЛОЖЕНИЕ) (каждой команде раздаётся разрезанная картинка предмета из сказок А. С. Пушкина) ; яблоко, зеркало, рыбка, корыто. (чья команда справится быстрее получает 3 балла, чья 2-я 2 балла. 3-я один балл, 4-я ноль баллов)
Физкультминутка: Ну, что ребята, не пора ли нам немножко отдохнуть и поиграть. (игра «Золотая рыбка»)
4 «Устами младенца» (домашнее задание. Каждая команда готовит вопрос для других команд) От каждой команды звучит вопрос к соперникам. -O-
5 Конкурс «Сказочный переполох» (доскажи словечко).Руку поднимайте, быстро отвечайте. Я начну, а вы продолжайте:
1) Свет мой, зеркальце, скажи (Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее.)
2) С первого щелчка прыгнул поп (до потолка)
Со второго щелчка лишился поп… (языка)
А с третьего щелчка вышибло… (ум у старика)
3) Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает -
Месяц (под косой блестит, А во лбу звезда горит.)
4) Ветер по морю гуляет. (и кораблик подгоняет)
5) Белка песенки поет (да орешки все грызет)
А орешки не простые (все скорлупки золотые)
6) Пошел старик к синему морю
Не спокойно синее море.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка спросила: (чего тебе надобно старче)
7)Нужен мне работник: (повар, конюх, плотник)
8)Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (золотого петушка)
9)месяц, месяц мой дружок, позолоченный (рожок)
10) И днём и ночью кот учёный всё ходит (по цепи кругом)
Слово жюри. За каждый правильный ответ, команда получает жетон.
6. «Соедини правильно». (ПРИЛОЖЕНИЕ (рабочие листы) детям раздаются листы А4, соединяют. жюри оценивает ответы детей. на это задание отводится определённое время. 1 минута. (золотая рыбка –корыто; белочка –царевна лебедь; зеркало - яблоко; чёрт –поп и Балда; золотой петушок – Шамаханская царица; Кот ученый – русалка.
7 Конкурс «Кто лишний» (ПРИЛОЖЕНИЕ) (рабочие листы» Командам выдаются рабочие листы с героями разных сказок, детям необходимо найти и обвести героя который не относится к сказкам А. С. Пушкина. (10-12 персонажей на листе А4). на это задание даётся 1 минута.
Чебурашка, золотая рыбка, царева лебедь, колобок, золотой петушок, конёк-Горбунок, комар, яблоко, Карабас-Барабас, зеркало, русалка, кот учёный.
8. «Выберите правильный ответ».(выбирается очерёдность команд)
1. Как начинается пушкинская «сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед и баба»?
В. «Жил старик со своею старухой»
2. Что было разбито у старика со старухой из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. тарелки
Б. Корыто.
В. Зеркальце.
3. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?
А. У семи
Б. У трёх
В. У двенадцати.
4. Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «Я ль на свете всех …»?
А. Белее
Б. Стройнее
В. Румяней.
9. Соревнование капитанов. Пришло время для капитанов команд. Сейчас я буду читать вам отрывок из сказки. А вы отгадайте, из какой сказки отрывок.
По три вопроса каждой команде. За каждый правильный ответ капитана, команда получает жетон. (очерёдность ответов на вопросы, также по принципу вытягивания карточки с цифрой из шляпы цилиндра)
1)Три девицы под окном, пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»
2)Свет мой зеркальце скажи! Скажи и всю правду доложи(«Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»)
3) Воротился старик домой, на пороге сидит его старуха(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
4)Жил-был поп толоконный лоб(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
5)Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе… («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
6) Вот он с просьбой о помоге обратился к мудрецу, звездочёту и скупцу. («Сказка о золотом петушке»)
7)Жил старик со своею старухой, у самого синего моря(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
8)Ей в преданное дано было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
9)Жил был поп, толоконный лоб. Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
10)Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. («Сказка о царе Салтане, о сыне его ….»)
11)В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Данон («Сказка о золотом петушке»)
12)Отпусти ты старче меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Жюри подводит итоги капитанского конкурса.
В конце - подведение итогов:
(Подсчёт жетонов, награждение). Раскраски
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Беседа с детьми о биографии А. С. Пушкина.»
Показ им портрета писателя и рассказ о Пушкине. Его портрет всем знаком- всякий, взглянув на это лицо с живым, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет- это Пушкин.
Он родился в дворянской семье в Москве. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. С раннего детства Александр Сергеевич был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём няня, Арина Родионовна, она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий, ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Начнёт няня рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слово пропустить. А на основе сказок, которые рассказывала ему Арина Родионовна, Пушкин создал свои сказки.
С этими сказками мы с вами уже начали знакомиться, а давайте ещё раз перечислим сказки, которые написал, Александр Сергеевич: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», поэма «Руслан и Людмила» и ещё можно много перечислять произведений, которые написал А. С. Пушкин.
Когда Александр Сергеевич вырос, у него появилась своя семья : красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей (Мария, Александр, Наталья и Григорий). Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои произведения, играл, нежно называл их «детушки».
А. С. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды, защищая свою честь и честь своей жены, он был тяжело ранен и умер.
Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. Стоит только почитать произведения Пушкина, как становятся понятны и всеобщий, непрекращающийся интерес и любовь к нему, и благодарность. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество А. С. Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и в других странах.
Александр Сергеевич Пушкин был великим поэтом. Он писал сказки, стихи, рассказы, поэмы, которые знают и любят люди всего мира.
Пушкин-самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть.