Наталья Иванова
Проект «Пуговица» для обучающихся среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Публикация «Проект „Пуговица“ для обучающихся среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
Тип проекта: исследовательски – творческий.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта: Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.
Задачи проекта:
• расширить знания детей об окружающем мире.
• обогащение сенсорного опыта детей среднего дошкольного возраста;
• организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
• развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
• развитие лексико-грамматического строя речи;
• развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• воспитание нравственно - волевых качеств;
• применение полученных знаний в жизнь.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
• заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования пуговиц;
• повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
• собрать коллекцию пуговиц в группе; создание музея «Пуговица»;
изготовление дидактических игр.
Срок реализации: декабрь – май
Этапы реализации проекта:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный.
Подготовительный этап.
Формы работы с детьми:
• определение уровня сформированности представлений дошкольников
о понятиях «коллекционирование», «коллекция», «коллекционер»;
• обсуждение темы проекта;
• определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
Формы работы с родителями:
• проведение консультации «Коллекция пуговиц – как средство
развития познавательной активности и психических процессов
у детей дошкольного возраста».
• обсуждение темы, цели и задач проекта;
• подобрать методическую, познавательную и художественную
литературу, иллюстративный материал по данной теме;
• подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для
игровой деятельности.
• определение стратегий и механизмов реализации проекта;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• разработка маршрута проекта;
• обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
Основной этап.
Формы работы с детьми:
• Познавательная деятельность.
- Просмотр презентаций о пуговицах. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.
- Загадки о пуговице
- Стихи о пуговице
- Пословицы и поговорки о пуговицах
- Приметы о пуговицах
• Игровая деятельность. Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери к одежде»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
• Продуктивная деятельность.
Рисование: «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор» (пуговица-штамп). Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка», «Волшебный цветок»). Аппликация: «Дерево», «Подводный мир», «Весенний букет». Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Весёлый человечек», «Козлик», «Пирамидка», «Домик», «Гусеница»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
• Экспериментально-поисковая деятельность.
- Рассматривание пуговиц под лупой.
- Знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы.
• Речевая деятельность:
- Составление описательных рассказов о пуговицах.
- Речевые упражнения «Какая пуговица?».
- «Подбери и расскажи».
- Придумывание сказок и историй.
Формы работы с родителями:
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
- Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
- Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
- Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
Заключительный этап.
Формы работы с детьми, родителями:
- Представление коллекции пуговиц
- Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц
- Презентация проекта.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I-этап подготовительный
Декабрь
Мероприятия:
• определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях «коллекционирование», «коллекция», «коллекционер»;
• проведение консультации «Коллекция пуговиц – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста»;
• подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
• подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
Ответственные
Воспитатели, родители
II- этап основной
Январь
Мероприятия:
-Просмотр презентаций по теме.
- Загадки о пуговице
- Дидактическая игра: «На что похожа пуговица?».
Рисование:
«Нарисуем пуговицу»
Экспериментально-поисковая деятельность:
- Рассматривание пуговиц под лупой.
- Конструирование: выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Ответственные:
Воспитатели, дети
Январь
Мероприятия:
- Чтение стихов и сказок о пуговице
- Дидактические игры: «Найди пару», «Рыбалка с пуговицами»
- Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине
- Конструирование: «Гусеница»
-- Экспериментально-поисковая деятельность:
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
- Составление описательных рассказов о пуговицах.
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
- Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
Ответственные:
Воспитатели, дети, родители
Февраль
Мероприятия:
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- Конструирование «Пирамидка»
- Лепка «Бабочка»
- Аппликация «Дерево»
- Речевые упражнения «Какая пуговица?»
- Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
Ответственные:
Воспитатели, дети
Февраль
Мероприятия:
- Пословицы и поговорки о пуговицах
- Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Аквариум», «Подбери и расскажи»
- Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет
- Рисование «Печатаем узор» (пуговица-штамп)
- Конструирование «Козлик»
- Посещение интернет-музея пуговицы.
Ответственные:
Воспитатели, дети
Март
Мероприятия:
- Дидактические игры: «Составь картинку», «Подбери по цвету».
- Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
- Придумывание сказок и историй.
- Лепка «Весенний цветочек»
- Конструирование «Весёлый человечек»
- Аппликация «Мамин букет»
- Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами.
Ответственные:
Воспитатели, дети, родители
Апрель
Мероприятия:
- Приметы о пуговицах
- Дидактические игры: «Подбери правильно», «Подбери к одежде»
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
- Аппликация «Подводный мир»
- Лепка «Гусеница»
- Конструирование «Домик»
- Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
Ответственные:
Воспитатели, дети, родители
III этап - заключительный
Май
Мероприятия:
- Представление коллекции пуговиц
- Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц
- Представление электронной версии проекта (отчёт о проделанной работе).
Ответственные:
Воспитатели
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
2. Дыбина О. В. «Что было до…. Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.
4. Музей в детском саду / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011.
5. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.
6. Интернет-ресурсы