Яна Малютина
Проектная деятельность в подготовительной группе «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи. Дети этого возраста очень любознательны, активны, наблюдательны, внимательны. Они обращают внимание не только на те предметы и явления, которые они видят, но и на звуки, их окружающие.
На территории детского сада находится очень много деревьев: берёзы, осины, дуб, рябина, клён. Благодаря им на наших летних прогулках мы с удовольствием прислушиваемся к пению птиц. К сожалению, в кроне деревьев рассмотреть их непросто. С наступлением глубокой осени, мы каждый день наблюдали отлёт птиц на юг. Но редкие гости продолжали прилетать к нам на участок. Ещё в младшей группе дети в процессе наблюдения поняли, что не все птицы улетают, некоторые остаются зимовать вместе с людьми. Ребята особенно заинтересовались этими пернатыми. Прошедшей осенью проведя беседу, я выяснила, что не все дети помнят в силу особенностей здоровья названия зимующих птиц (воробей, голубь, синица, ворона) и совершенно не помнят, где птицы спасаются от холода, что кушают зимой. Беседа была очень оживлённой и активной, у детей возникло огромное желание помочь птицам выжить в этих суровых зимних условиях. Так возникла идея создания этого проекта.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Птицы зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Темочки
Задачи:
-обогатить знания детей о среде обитания птиц, о факторах, влияющих на жизнедеятельность птиц в окружающей среде.
- обогащать словарный запас детей, вводить в активный словарь новые термины по теме проекта.
- активизировать познавательную, речевую деятельность детей.
- воспитывать у детей и родителей желание заботиться о птицах.
- формировать умение детей и родителей совместно планировать свою деятельность
- формировать навыки взаимодействия друг с другом.
- продолжать знакомить детей с народными традициями с народными праздниками, с особенностями природы своего региона.
I этап включает в себя:
1. Составление плана работы по проекту;
2. Формирование проблемных вопросов;
3. Обсуждение задач с детьми и их родителями;
4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и разнообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной Книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Зима – суровое время года, а для птиц – самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам могут только люди.
Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. Из 10 синиц доживает до весны только одна. А вот сытой птице и мороз не страшен.
Родители получали разнообразные задания по интересам, среди которых:
- Изготовить совместно с ребёнком кормушку.
- Подобрать корм для птиц.
- Познакомить детей с изображением птиц нашего региона.
- Оформить библиотеку группы о птицах.
- Приготовить поделки для выставки.
Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Так как по ФГОС родители являются непосредственными участниками всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении, они не остались в стороне в работе над нашим проектом.
Родители наших воспитанников участвовали в создании и открытии «Птичьей Столовой». На территории детского сада было развешано 14 кормушек из различных материалов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. Вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, сначаала подходили к детям на расстоянии до 2-ух метров, а позже птицы привыкли к детям и иногда подходили очень близко и ждали – может быть кто-нибудь что-то принёс вкусное!
II этап – основной (практический)
В процессе работы на II этапе по теме проекта мы осуществляли различные виды деятельности :
Во время проведения бесед расширялся активный словарь детей, вводились новые слова, расширялись знания детей о живой и неживой природе, среде обитания птиц, об особенностях экосистемы нашего региона.
Полученные знания дети проявили во время работы над сборником собственных рассказов и сказок. Дети имели возможность в качестве главного героя взять в свою сказку любую птицу. Чем в свою очередь реализовали право на выбор и проявили творческое воображение в полной мере. Вы имеете возможность познакомиться с содержанием получившегося сборника, познакомиться с детскими работами. Он представлен здесь на выставке.
- Просмотрели диафильм «Птицы нашего края»; на слайде видно, как тёмным зимним вечером в метель мы смотрели на детском проекторе диафильм.
Прослушали диск со звуками природы «Пение птиц»;
- Познакомили детей с «Красной Книгой». Подробно изучили раздел «Исчезающие виды птиц»;
- прочитали художественные произведения о птицах русских и зарубежных авторов;
- Оформили выставку книг о птицах;
- Подобрали иллюстрации с изображением птиц, из которых в последующей работе оформили альбом «Зимующие птицы»;
- На протяжении всей деятельности разучивали заклички, стихотворения, пословицы, поговорки, народные приметы по теме проекта;
В процессе продуктивной деятельности мы :
- Изготовили календарь «Гости нашего участка»;
Организовали:
- Лепку «Зимующие птицы России»;
- Аппликацию «Снегирь»;
- Оригами «Ворона»;
- Конструирование «Голубь»;
В процессе всей работы регулярно включали опытно-экспериментальную деятельность :
- опыты с перьями; мы выяснили, что внутри стержня пера находится воздух, поэтому оно такое лёгкое; так же мы узнали, что у некоторых птиц пёрышки смазаны жиром, поэтому они не промокают;
- опыты с материалом, из которого лучше всего сделать кормушку; в процессе опыта сделали вывод, что деревянная кормушка с крышей прочнее и надёжно защищает корм и птиц от дождя;
Особенным мероприятием нашей проектной деятельности предположительно станет празднование международного дня птиц 1 апреля. В процессе подготовки праздника дети знакомятся с народными традициями празднования дня птиц, историей его возникновения.
Отмечается каждый год во всем мире. Появился он в конце XIX века в Америке. Буквально за несколько лет он стал очень быстро распространяться по разным странам. Добравшись в Россию, он получил большое признание. К тому моменту здесь уже была организована охрана пернатых.
В начале XX века существовали десятки разнообразных комитетов, занимающихся этим делом.
Для этого открывались специальные организации. Ребята объединялись в отряды. Их отличительным знаком были головные уборы с изображением летящей ласточки. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них кормушки.
Праздник отмечается 1 апреля, так как в этот день была подписана Конвенция о защите пернатых. Примерно в это же время птицы как раз прилетают с зимовок домой.
Также 1 апреля люди вспоминают все ужасные ошибки прошлого. В результате истребления пернатых во всем мире уже успело исчезнуть около сотни разновидностей.
Не менее серьёзной угрозой является загрязнение окружающей среды. Само собой, в этом виноват человек, поставивший на грань исчезновения птиц не только своей бесконтрольной охотой, но также и использованием пестицидов, небезопасным преобразованием естественных мест обитания.
На сегодняшний день угроза существования стоит также и перед различными болотами и лесами. А ведь для некоторых видов пернатых это единственные места обитания. Например, выпь, пастушок или крапивник обитают только на болотах.
Так как в этот день принято выпекать жаворонков из теста и петь заклички, и с целью передачи опыта младшему поколению мы изготовили жаворонков из солёного теста и собираемся отправиться к детям средней группы. Расскажем стихотворения о защите пернатых, о заботе о них, расскажем о празднике и поделимся полученными в ходе проектной деятельности знаниями, и подарим им эти сувениры.
III этап – заключительный.
Были сделаны следующие выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее.
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало.
- Воробьи, голуби прилетают стайками, синицы по 3-4, вороны – по одиночке.
- Столовую посетили 4 вида птиц.
- Птицам необходима зимой помощь людей.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Выставка поделок.
Результаты реализации проекта :
- Расширение кругозора детей о зимующих птицах;
- Развивающая среда группы пополнялась литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, загадками.
- У детей активизировалась любознательность, отзывчивость,творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки;
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Несмотря на то, что проект еще не закончен, на данном этапе мы можем сделать вывод, что проект «Птицы зимой» способствует созданию условий для общения ребёнка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, изготовление поделок) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги-дети-родители).
Спасибо за внимание!