Нина Михайловна
Педагогический проект «Традиции в нашей семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта : Традиции в нашей семье
Основной разработчик: воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» Церенова Нина Михайловна
Тип проекта : творческий, взросло-детский.
Участники проекта :дети, родители, педагоги
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Сроки реализации проект : 1 неделя
Публикация «Педагогический проект „Традиции в нашей семье“» размещена в разделах
Цель проекта : формировать патриотические качества личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Задачи проекта :
• Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
• Привлечь родителейк установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций,т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
• Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями
• Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.
Актуальность проблемы.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.
О таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны : сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Приступая к составлению проекта, мы, педагоги ДОУ, решили построить совместную работу сродителям так, чтобы наши дети являлисьпродолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.
Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.
Ожидаемые результаты: углубление знаний об истории своей семьи, семейных традициях, обогащение детско-родительских отношений.
Форма проведения: анкетирование, игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок, песен, физкультминуток, пальчиковой гимнастики на семейную тематику, продуктивная деятельность, составление альбомов «Семейные традиции», «Семейное древо», экскурсия в этнодеревню, консультации, развлечение «День матери»,презентация проекта.
План реализации проекта.
1. Сбор информационного материала по теме.
2. Подбор детской литературы для чтения по теме.
3. Организация и проведение непосредственно-образовательной деятельности с детьми по теме «Украшения к головному убору казаков-некрасовцев»(ручной труд).
1. Разучивание с детьми пословиц, поговорок, физкультминуток, пальчиковых гимнастикна семейную тематику.
4. Подбор материала для консультации на тему «Семейные традиции».
2. Анкетирование (мини-анкета)родителей «В каждой семье свои традиции».
3. Привлечение родителей к участию в проекте.
4. Домашнее задание для детей и родителей: составление альбомов «Семейные традиции», «Семейное древо".
5. Экскурсия в этнодеревню (быт казаков некрасовцев).
6. Развлечение «День матери».
7. Итоговая презентация проекта в виде изготовления альбома с фотографиями творческих работ детей и родителей.
Реализация принципа интеграции образовательных областей в ходе проектной деятельности :
Образовательная область «Социализация»
1. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «День рождения».
2. Дидактические игры: «Назови ласково», «Что означает моё имя»
3. Дидактическое упражнение: «Если папу зовут,то моё отчество …»
Образовательная область «Коммуникация»
1. Составление рассказов на тему: «Семейные традиции», «Семейное древо».
2. Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
3. Коммуникативные игры, упражнения: «Назови ласково», «Если папу зовут,то моё отчество…»
Образовательная область «Познание»
1. Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья»
2. Экскурсия в этнодеревню (быт казаков-некрасовцев).
3. Создание альбомов: «Семейные традиции», «Семейное древо».
4. Рассматривание фотографий «Семейные традиции», «Семейное древо»
5. Знакомство с традициями в семьях казаков-некрасовцев.
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»
1. Привитие интереса к физической культуре и спорту.
2. Разучивание физкультминутки «Кто живёт у нас в квартире».
3. Разучиваниепальчиковой гимнастики «Дом», «Моя семья», «Домик».
Образовательная область «Труд»
1. Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, полить цветы, пропылесосить, поддерживать порядок в своей комнате и т. д.
2. Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
3. Трудовые поручения в группе и дома.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Ручной труд «Изготовление украшения кголовному убору казаков-некрасовцев.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
1. Чтение: Э. Машковская «Про бабушку»,
В. Осеева «Сыновья»,
В. Драгунский «Что такое семья», «Моя сестрёнка Ксения»
А. Толстой «Дед и внук»
Е. Благининой «Вот так мама».
Я. Аким «Моя родня», «Кто кому кто?»
2. Разучивание физкультминутки «Кто живёт у нас в квартире».
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дом», «Моя семья», «Домик»,
4. Пословицы и поговорки на семейную тематику.
5. Разучивание стихотворений кпразднику «День матери».
Образовательная область «Музыка».
1. Разучивание песен о маме к празднику «День матери».
2. Участие в празднике «День матери».
Взаимодействие с родителями.
1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.
2. Анкетирование (мини-анкета) «В каждой семье свои традиции».
3. Сотворчество детей и родителей в оформлении альбомов «Семейные традиции», «Семейное древо», в составлении рассказов о семье.
4. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.
5. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.
6. Досуг в семье : выходные дни, семейные праздники.
8. Участие в развлечении: «День матери».