наиля грибанова
Проект «Птицы Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птицы Хакасии»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. "
Ф. И. Тютчев (русский поэт)
Пояснительная записка.
Актуальность:
Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Природа Хакассии
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Республика Хакасия
- Темочки
С древних времён на озера Хакасии прилетают птицы. Какие-то виды улетают дальше на север, а многие из них остаются у нас: строят гнёзда, выводят птенцов. Степная часть республики – это птичий край. Красота весенних и осенних перелётов на хакасских озё рах вдохновляет художников и поэтов на создание прекрасных произведений: стихов, картин.
Но кроме известных представителей птичьего мира существуют и другие, менее заметные и известные их виды, которые живут рядом с нами и тоже нуждаются в заботе и поддержке.
Всего на территории республики учёными-орнитологами зарегистрировано 315 видов птиц. Из них 30 – занесены в Красную книгу России, 62 вида – в Красную книгу Республики Хакасия, 21 вид является очень редким для Европы и Азии.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир
Поэтому наше ДОУ поставила перед собой задачи :
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;
• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;
• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• расширять представления детей о зимующих птицах;
• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших
• повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Птицы Хакасии».
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта Птицы Хакасии
Автор проекта Все педагоги
Реализаторы проекта воспитатели и узкие специалисты МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Вид проекта Комплексный
Тип проекта Долгосрочный,информационно- творческий
Цель проекта
Формировать представление детей о птицах, об их образе жизни. Создавать условия для развития познавательного интереса.
.
Краткое содержание проекта Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала.
.
Место проведения МБДОУ детский сад «Колокольчик» село Арбаты
Сроки проведения 7 месяцев
Количество участников проекта 30 человек ( из них: 24воспитанника, 4 педагога, мл. воспитатель)
Возраст детей от 4 до 7 лет
Форма проведения регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня
Ожидаемые результаты В результате работа получилась объемной и познавательной.
Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, которые им дали родители и воспитатели. Расширился кругозор и представления о птицах нашей республики. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Воспитанники овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делиться полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта
План реализации проекта Этапы работы :
1-й этап – информационно-аналитический
Цель:
• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме
• Определение проблемы
• Выбор цели проекта
• Составить план работы, проект : «Птицы Хакасии»
• Введение детей в проблемную игровую ситуацию
• Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации).
Включение каждого воспитанника в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
3-й этап: обобщающий
Ознакомление родителей с результатами проекта : «Птицы Хакасии».
Наблюдения Игровая деятельность
Дидактические игры Подвижные игры,
игры-забавы
сентябрь Наблюдения:
• Отлетом насекомоядных птиц;
• Вороной; «Найди себе пару»;
«Что лишнее?»;
«Не ошибись»; «Третий лишний»;
«Да или Нет». «Летает- налетает»;
«Совушка»;
«Меняемся местами»;
«Найди себе пару»;
«Гуси-лебеди»;
«Голубь»;
«Лягушки и цапля»;
«Пчелки и ласточки»
октябрь Наблюдения:
• За повадками птиц;
• Стаями птиц;
• Отлетом птиц; «Игра загадки»;
«Кто больше вспомнит»;
«Найдите что опишу»;
«Назови птицу с нужным звуком»;
«Что это за птица» «Гуси-лебеди»;
«Беги к названной птице»;
«Лягушки и цапля»;
«Что изменилось»;
«Узнай по голосу»;
ноябрь Наблюдения:
• За птицами, находящимися вблизи жилья человека;
• За воробьями;
• Воронами;
• За птицами у кормушек;
• За голубями;
• За снегирями; «Третий лишний»;
«Ищи»;
«Летает - налетает»;
«Назови птицу с нужным звуком»;
«Что это за птица»;
«Отгадай-ка»;
«Придумай сам»;
«Птицы»;
«Не зевай» (птицы) «Гуси-лебеди»;
«Совушка»;
«Лиса в курятнике»;
«Стайки»;
«Охотник и птицы»
декабрь Наблюдения:
• За повадками зимующих птиц у кормушек;
• За зимующими птицами; «Закончи предложение»;
«Назови птиц с нужным звуком»;
«Кто больше знает»;
«Кто летает»;
«Что это за птица»;
«Третий лишний»; «Ванюша и лебеди»;
«Кто быстрее»;
«Бабочки, лягушки и цапли»;
«Совушка»;
«Лиса в курятнике»;
январь Наблюдения:
• За поведением птиц; «Охотник»;
Игра в загадки;
«Что это за птица»;
«Кому что нужно?»; «Лиса в курятнике»;
«Замри»;
«Кот на крыше»;
«Гуси-лебеди»;
«Успей поймать»;
февраль Наблюдения:
• За повадками зимующих птиц у кормушек;
• Воронами;
• Передвижением птиц;
• Синицей;
• Снегирями; «Кому что нужно?»;
«Кто больше знает»;
«Что это за птица»;
«Летает - налетает»;
«Что не верно?»; «Кто быстрее»;
«Совушка»;
«Лиса в курятнике»;
«Стайка»;
«Ванюша и лебеди»;
«Скок перескок»;
«Лисички и курочки»;
март Наблюдения:
• Воронами;
• Повадками птиц; «Кто же Я?»;
«Охотник»;
«Что это за птица»;
«Кому что нужно?»;
«Третий лишний»;
«Отгадай что за птица?»; «Пчелки и ласточки»;
«Птички и кошка»;
«Гуси-лебеди»;
«Совушка»;
«Найди себе пару»;
«Узнай по голосу»;
«Что изменилось?»
апрель Наблюдения:
• Воробьями ;
• Полетом птиц;
• Поведением птиц; «Да и нет»;
«Летает не летает»;
Ирга в загадки;
«Хлопки»;
«Найди себе пару»;
«Отгадай что за птица?»; «Голубь»;
«Лягушки и цапля»;
«Сова»;
«Воробушки и кот»;
«Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем»
Гвездослав Павол
(1849-1921) – словацкий поэт.
Перспективно-календарное планирование
Тема НОД Цель Приёмы
сентябрь Беседа о птицах Хакасии Выявить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашей республики.
Воспитывать желание узнать больше нового о них. -Чтение отрывков из художественной литературы, загадок, пословиц о птицах;
- показ иллюстраций;
- вопросы.
октябрь «Перелет птиц» Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Привлечь родителей к изготовлению кормушек кормушки Беседа о зимующих и перелетных птицах;
Пальчиковая игра «Полет птиц»;
Чтение стихотворений и рассказов по теме;
Итог.
ноябрь Беседа о зимующих и перелетных птицах Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли). Воспитывать любовь к птицам желание помогать им в зимних условиях. Вопросы;
Дидактическая игра «Что за птица?» (опыт с водой)
Итог.
декабрь Жизнь птиц зимой в Хакасии Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения; воспитывать доброе отношение к природе. Вводная беседа;
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»
Дидактическая игра «Поломанные слова»
Беседа о зимующих птицах
Игра «Кого чем угостим?»
Итог.
январь Дидактическая игра «Птичья столовая» Учить детей доброте приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что помогают птицам зимой. Чтение стихотворения «О чем поют воробушки»
Беседа
Игра «Прилетели птицы»
Составление письма снегирю
Ответ снегиря
февраль Птицы в лесу Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются, как приспособлены к изменениям условий природы. Формировать представления о том, что зима – очень трудный период для птиц : мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Воспитывать сочувствие доброжелательное отношение к птицам. Приход Бабы-Яги
Беседа с Бабой-Ягой
Рассказы детей о зимующих птицах
Физ. минутка «Лебеди»
Путешествие на лесную опушку
Итог
март Встреча перелетных птиц Обобщить знания детей о перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу, создать эмоциональный настрой детей, воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. Привлечь родителей к изготовлению скворечников Вводная беседа – инсценировка;
Загадки
Оригами
Итог.
апрель Птицы Хакасии Развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знание детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособление ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Вводная беседа
Загадки
Рассказ воспитателя о дятле
Итог
май Праздник «Птицы наши друзья» Закрепить знания детей о птицах, умение узнавать и называть их. Научить детей формулировать вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц. Определять по голосу птицу. Знать пословицы о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Песня о птицах
Игра «Узнай по голосу»
Отгадай загадку
Кто больше назовет пословиц
Итог
Литература
по экологическому воспитанию.
1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2006г.
2. М. Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2005г.
3. Л. Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва 2005г.
4. О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль 2002г.
5. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» Москва 2005г.
6. Т. И. Кандала «Развернутое перспективное планирование по программе М. А. Васильевой» Волгоград 2010г.