Получи документы

Конспект занятия «Знакомство с легендами о горах Хакасии»

Наталья Галанцева
Конспект занятия «Знакомство с легендами о горах Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

«Речевое развитие» Восприятие художественной литературы Тема: знакомство с легендами (кип — чоохами) о горах Хакасии

Задачи:

1. Создать условия для приобретения опыта:

- выражение своего мнения;

- слушания прозаических произведений и понимания их содержания;

- выделения главной мысли легенды;

- закрепления названий полезных ископаемых;

- пересказа текста в кратком содержании;

2. Создать условия для развития представлений об устном творчестве хакасского народа;

3. Создать условия для воспитания уважения к хакасскому народу

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с легендами о горах Хакасии“» размещена в разделах

Материал: тексты легенд

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Чтение отрывка стихотворения С. Прокофьева:

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори.

Над родимой страной.

С каждым годом все краше,

Дорогие края…

Лучше Родины нашей.

Нет на свете друзья.

- У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

(- Родина – это место, где человек родился, вырос, учился. Его мама, папа, дом родной., речка, березка, солнышко – все это наша Родина.)

- Родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

- Скажите, в какой республике мы с вами живем? (Хакасия)

- Сегодня мы познакомимся с устным творчеством нашего народа – легендами кип-чоохами.

II. Основная часть

- Издавна хакасский народ слагал легенды о своей родной земле. С двумя из них мы познакомимся.

1. Первый кип-чоох называется Легенда о хребте Читы Хыс (буквально: «семь девушек»). Находится этот хребет в Аскизком районе. Хребет – это возвышающиеся вершины гор.

Чтение легенды

Давным-давно жило семь сестер, семь дев-богатырш. Шестеро из них были сильными и уверенными, а одна — робкой и не такой мощной, как они. Они были удачливыми охотницами и воительницами. И однажды загордились от своих успехов: на охоте стали убивать больше зверя, чем могли унести, демонстрируя свою ловкость. Перестали приносить жертву хозяину места. И горный дух решил их наказать.

Пришел страшный голод. Девушки тоже голодали вместе со своим народом и даже тайно договорились съесть младшую сестру. Она случайно узнала об их планах и убежала. Спасаясь от погони, кинулась она от отчаяния в воды реки, которая с тех пор стала называться Ас Хыс («голодная дева»).

Девушка поведала о своих горестях духу вод. Он был возмущен коварностью ее сестер и решил их наказать. Наступило ужасное наводнение. Уровень воды почти сровнялся с горами, а она все прибывала. Народ готовился к смерти. В последний момент сестры осознали, что были неправы и что их поведение приведет к гибели людей. Они встали на пути у прибывающих вод, взявшись за руки. За время передышки люди построили медный плот, на котором спаслись.

А когда вода ушла, плот оказался на вершине незнакомой горы. И люди увидели, что это не гора, а плечо одной из девушек. Преграждая путь волнам, сестры от напряжения окаменели, образовав горный хребет.

Беседа по содержанию

- О ком эта легенда?

- Почему духи наказали сестер?

- Как они поняли свою ошибку?

- Что они сделали для людей?

- В этих горах люди стали добывать медь и железо.

2. Второй кип-чоох называется Легенда о Черном шамане

Чтение легенды

В начале XX века неподалеку от пещеры черного дьявола (Кашкулакской) жил старый шаман, которого местные жители очень уважали и боялись. Рассказывали, что этот шаман был столь могущественен, что мог оживлять животных, силой взгляда перемещать гигантские валуны и превращать камни в золотые слитки. В начале 1920-х годов, когда в Восточной Сибири шла Гражданская война, в тех местах объявилась банда под командованием атамана Соловьева.

Однажды жестокий «батька» схватил старого шамана и потребовал от него золото, которое, по слухам, в несметных количествах хранилось в потайных местах Кашкулакской пещеры. Шаман не только не открыл атаману, где хранятся сокровища, но и предсказал его скорую гибель. По приказу Соловьева старого шамана сбросили со скалы в глубокую пропасть. А вскоре отряд атамана попал в засаду, устроенную ужурскими чоновцами (в рядах которых служил будущий писатель Аркадий Гайдар, и был полностью уничтожен. С того времени, призрак шамана всякий раз является незваным гостям пещеры, наводя на них ужас, лишая рассудка, а иногда даже и жизни.

Беседа по содержанию

- Почему легенда называется «Легендой о Черном шамане»?

- Каким полезным ископаемым хотел завладеть атаман Соловьев?

- Что предсказал шаман «батьке»?

- Как погиб старый шаман?

- Почему призрак шамана показывается непрошенным гостям пещеры?

3. Работа по карте

- Ребята, попробуем найти обозначения полезных ископаемых на карте Хакасии и проверим, правда ли говорится в легендах о них. (Дети самостоятельно ищут обозначения на карте и делают выводы)

4. Краткий пересказ легенд

- Попробуем пересказать эти легенды?

- Разделимся на две команды. Каждый из вас пойдет в ту команду, какая легенда ему больше понравилась.

Дети в командах договариваются о порядке повествования пересказа.

III. Заключительная часть

- С какими произведениями хакасского народа мы познакомились?

- Что понравилось делать?

- Что интересного узнали?

- Как по-хакасски произносится слово легенда? (кип-чоох)

Публикации по теме:

«Необъятная наша Хакасии» Непосредственно образовательная деятельность подготовительная группа Тема «Необъятная наша Хакасии» Пояснительная записка. Непосредственно.

Деловая игра «Воспитать патриотов Хакасии» .

Конспект занятия «Знакомство с кроликом» Цель: - познакомить детей с новым живым объектом – кроликом; показать и назвать части тела кролика (туловище, голова, лапки, ушки, хвостик);.

Мы очень захотели автограф Главы Хакасии!Мы очень захотели автограф Главы Хакасии! Хочешь автограф Главы Хакасии в свой дневник? Участвуй в акции «Комсомолки»! «Комсомольская правда» приготовила сюрприз для всех школьников.

Сценарий праздника «Весенний праздник в горах» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко» Сценарий для воспитателей и музыкальных руководителей.

Сценарий праздника-развлечения на экологическую тему «Праздник цветов Хакасии» Пояснительная записка В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Тема: «Воспитать патриотов Хакасии». Форма проведения: деловая игра Цель: - создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; - сформировать.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Конспект занятия «Знакомство с театром» Знакомство с театром. Цель – приобщение детей к театральному искусству посредством театрализованной деятельности. Задачи: • Познакомить.

Конспект занятия «Знакомство с Узбекистаном» Занятие: «Узбекистан» Цель: Знакомить с названием страны, символами, столицей, флагом, городами. Дать понятие о том, что у стран тоже есть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с легендами о горах Хакасии»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 16:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с легендами о горах Хакасии»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Галанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД