Наталья Галанцева
Конспект занятия «Знакомство с легендами о горах Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
«Речевое развитие» Восприятие художественной литературы Тема: знакомство с легендами (кип — чоохами) о горах Хакасии
Задачи:
1. Создать условия для приобретения опыта:
- выражение своего мнения;
- слушания прозаических произведений и понимания их содержания;
- выделения главной мысли легенды;
- закрепления названий полезных ископаемых;
- пересказа текста в кратком содержании;
2. Создать условия для развития представлений об устном творчестве хакасского народа;
3. Создать условия для воспитания уважения к хакасскому народу
Темочки:
Материал: тексты легенд
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Чтение отрывка стихотворения С. Прокофьева:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори.
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей.
Нет на свете друзья.
- У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
(- Родина – это место, где человек родился, вырос, учился. Его мама, папа, дом родной., речка, березка, солнышко – все это наша Родина.)
- Родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
- Скажите, в какой республике мы с вами живем? (Хакасия)
- Сегодня мы познакомимся с устным творчеством нашего народа – легендами кип-чоохами.
II. Основная часть
- Издавна хакасский народ слагал легенды о своей родной земле. С двумя из них мы познакомимся.
1. Первый кип-чоох называется Легенда о хребте Читы Хыс (буквально: «семь девушек»). Находится этот хребет в Аскизком районе. Хребет – это возвышающиеся вершины гор.
Чтение легенды
Давным-давно жило семь сестер, семь дев-богатырш. Шестеро из них были сильными и уверенными, а одна — робкой и не такой мощной, как они. Они были удачливыми охотницами и воительницами. И однажды загордились от своих успехов: на охоте стали убивать больше зверя, чем могли унести, демонстрируя свою ловкость. Перестали приносить жертву хозяину места. И горный дух решил их наказать.
Пришел страшный голод. Девушки тоже голодали вместе со своим народом и даже тайно договорились съесть младшую сестру. Она случайно узнала об их планах и убежала. Спасаясь от погони, кинулась она от отчаяния в воды реки, которая с тех пор стала называться Ас Хыс («голодная дева»).
Девушка поведала о своих горестях духу вод. Он был возмущен коварностью ее сестер и решил их наказать. Наступило ужасное наводнение. Уровень воды почти сровнялся с горами, а она все прибывала. Народ готовился к смерти. В последний момент сестры осознали, что были неправы и что их поведение приведет к гибели людей. Они встали на пути у прибывающих вод, взявшись за руки. За время передышки люди построили медный плот, на котором спаслись.
А когда вода ушла, плот оказался на вершине незнакомой горы. И люди увидели, что это не гора, а плечо одной из девушек. Преграждая путь волнам, сестры от напряжения окаменели, образовав горный хребет.
Беседа по содержанию
- О ком эта легенда?
- Почему духи наказали сестер?
- Как они поняли свою ошибку?
- Что они сделали для людей?
- В этих горах люди стали добывать медь и железо.
2. Второй кип-чоох называется Легенда о Черном шамане
Чтение легенды
В начале XX века неподалеку от пещеры черного дьявола (Кашкулакской) жил старый шаман, которого местные жители очень уважали и боялись. Рассказывали, что этот шаман был столь могущественен, что мог оживлять животных, силой взгляда перемещать гигантские валуны и превращать камни в золотые слитки. В начале 1920-х годов, когда в Восточной Сибири шла Гражданская война, в тех местах объявилась банда под командованием атамана Соловьева.
Однажды жестокий «батька» схватил старого шамана и потребовал от него золото, которое, по слухам, в несметных количествах хранилось в потайных местах Кашкулакской пещеры. Шаман не только не открыл атаману, где хранятся сокровища, но и предсказал его скорую гибель. По приказу Соловьева старого шамана сбросили со скалы в глубокую пропасть. А вскоре отряд атамана попал в засаду, устроенную ужурскими чоновцами (в рядах которых служил будущий писатель Аркадий Гайдар, и был полностью уничтожен. С того времени, призрак шамана всякий раз является незваным гостям пещеры, наводя на них ужас, лишая рассудка, а иногда даже и жизни.
Беседа по содержанию
- Почему легенда называется «Легендой о Черном шамане»?
- Каким полезным ископаемым хотел завладеть атаман Соловьев?
- Что предсказал шаман «батьке»?
- Как погиб старый шаман?
- Почему призрак шамана показывается непрошенным гостям пещеры?
3. Работа по карте
- Ребята, попробуем найти обозначения полезных ископаемых на карте Хакасии и проверим, правда ли говорится в легендах о них. (Дети самостоятельно ищут обозначения на карте и делают выводы)
4. Краткий пересказ легенд
- Попробуем пересказать эти легенды?
- Разделимся на две команды. Каждый из вас пойдет в ту команду, какая легенда ему больше понравилась.
Дети в командах договариваются о порядке повествования пересказа.
III. Заключительная часть
- С какими произведениями хакасского народа мы познакомились?
- Что понравилось делать?
- Что интересного узнали?
- Как по-хакасски произносится слово легенда? (кип-чоох)